В СВЕТЕ ГЛАСНОСТИ. Время работать

   
   

Партийная организация Свердловского района г. Москвы объединяет в своих рядах 44 тыс. коммунистов. С первым секретарем Свердловского райкома партии Н. Е. КИСЛОВОЙ беседует корреспондент "АиФ" Р. ВАЛИТОВА.

КОРР. Нонна Евгеньевна, в аппарате Свердловского райкома КПСС новая структура введена с марта прошлого года. Какие плюсы и минусы вам видятся в связи с этим?

КИСЛОВА. Признаюсь, поначалу, когда экспериментальная структура вводилась, мы столкнулись и с непониманием, и с растерянностью со стороны как значительной части аппарата, так и партактива. Надо было аргументированно доказать ее преимущества, так как сегодня люди хотят сначала понять, разобраться, а уж потом говорить о целесообразности принимаемого решения. Зато сейчас могу сказать, что структура нашла поддержку у 99% работников аппарата райкома (1% я все же позволю себе оставить на сомневающихся).

Главный результат в том, что разбудили инициативу партийных работников в переделке самих себя, включая секретарей райкома КПСС.

Новая структура партийного аппарата - это в конечном счете вопрос наилучшей организации партийных сил для решения задач перестройки. Целью эксперимента по ее внедрению в Свердловском райкоме КПСС являлось усиление политического характера руководства в партийной работе, утверждение демократических принципов партийной жизни, укрепление связи с первичными партийными организациями.

Отказ от отраслевого принципа в структуре гарантирует отказ от административно-командного стиля, подмены хозяйственных органов. Наиболее плодотворной показала себя идея сквозного инструктора-куратора, обеспечивающего проведение в первичные парторганизации политической линии бюро райкома КПСС по всем направлениям работы. Не случайно свыше 70% секретарей первичных парторганизаций сегодня за такого инструктора. Данный подход рождает, по сути, организатора политработы, повышает его самостоятельность и ответственность.

В то же время, на мой взгляд, осуществления эксперимента только на уровне районного звена недостаточно, так как это не позволяет сделать окончательные выводы об эффективности совершенствования партийного руководства как определенной целостной системы.

КОРР. В чем чувствуется влияние райкома на перестройку в районе и в чем конкретно это выражается?

КИСЛОВА. Идет поиск новых форм работы с учетом общественного мнения, меняется стиль работы райкома КПСС, его бюро. Мы - за идею гуманизации отношений с людьми. Бюро райкома КПСС должно быть не этаким карательным органом, а политическим штабом. Важно, чтобы его решения понимали, поддерживали действиями.

Есть динамика в изменении экономики. В 1988 г. мы впервые вышли на уровень выполнения контрольных цифр пятилетки по району.

Отошли от прежней практики принятия совместных решений с исполкомом. У исполнительного комитета больше стало самостоятельности. Налицо и конкретные дела. Перестали привлекать тружеников района на плодоовощные базы. Исключение составляет лишь "пик" закладки плодоовощной продукции, когда нужны дополнительные силы и приглашаются люди на договорных условиях оплаты труда.

Посоветовались с руководителями предприятий, председателями советов трудовых коллективов, создали дополнительный фонд социального развития района.

Но обеспокоенности, тревоги, неудовлетворенности у райкома куда больше, чем зримых перемен.

Еще очень много проблем, а среди них первоочередная - жилищная. Скоро зима, а район получил 20% от плана выделения жилой площади на текущий год.

Есть проблемы внутрипартийной жизни. Думается, одна из первоочередных - активность каждого коммуниста, в чем он сам должен прибавить.

Недавно провели выездное бюро на заводе "Коммунар", где одна из самых крупных парторганизаций района. Вопрос поставили конкретный: как сделать, чтобы отчетно-выборная кампания дала второе дыхание каждому коммунисту? Ведь что скрывать, часто слышишь: мы, дескать, всегда работали самоотверженно, а ошибались в министерстве, в райкоме.

Надо, чтобы каждый у себя спросил - а что он конкретно сделал, каков его вклад в перестройку?

КОРР. Грядет сокращение аппарата. Как должны в связи с этим измениться стиль, методы и формы работы? К нам приходят письма, где сообщается, что некоторые работники райкомов сейчас больше занимаются устройством своей будущей судьбы, чем работой. Есть ли такие настроения у вас?

КИСЛОВА. Сокращение аппарата, думается, не надо расценивать как самоцель. XIX Всесоюзная партконференция определила основные принципы политической системы общества, выдвинула задачу качественного обновления содержания партийной работы. Вот почему я не уверена в целесообразности механического сокращения работников аппарата районного звена, напрямую взаимодействующего с первичными парторганизациями.

Что касается предположений по поводу того, что некоторые работники райкома больше заняты устройством своей будущей судьбы, думаю, читатели не так уж неправы. Допускаю, что и в Свердловском райкоме партии такие настроения есть. Но сама работа заставляет мобилизоваться. Ведь эти настроения появляются, когда человек не занят делом.

КОРР. Хотелось бы знать ваше мнение о совмещении должностей партийного секретаря и председателя Совета. Сможете ли вы лично отвечать за работу Совета и райкома?

КИСЛОВА. Я много думала над этим вопросом во время работы XIX партконференции и по совести скажу, что не ожидала такого тезиса в политическом докладе, не сразу поняла его. Сегодня перед партийными комитетами стоит задача овладения политическими методами руководства при одновременном разграничении функций партийных и советских органов. Если бы не это совмещение, то вряд ли можно решить проблему Совета как органа реального народовластия. В этой ситуации альтернативы предложенному решению не вижу.

КОРР. Простите за нескромный вопрос: как вы думаете, изберут ли вас на совмещаемый пост?

КИСЛОВА. Свердловский район так богат кадрами, что, вполне возможно, изберут не меня. Альтернатива реальна. Но попробовать работать в новых условиях хотелось бы...

КОРР. Нонна Евгеньевна, сегодня много говорят о привилегиях партийным работникам. Что вы об этом думаете?

КИСЛОВА. Привилегии работникам аппарата райкома? Поликлиника, где мы лечимся, такая же, как на многих заводах. Раз в неделю работники райкома, так же как и в других организациях, получают заказы. Ничего дефицитного в них нет, обычный набор продуктов.

Если хотите знать мое мнение по поводу привилегий, то оно резко отрицательное. Есть принцип "каждому по труду". Он должен быть определяющим, в том числе и для работников партийного аппарата.

КОРР. Есть ли в вашем районе антиперестроечные силы? Не могут же они существовать лишь в лице одной Нины Андреевой?

КИСЛОВА. Да, с носителями взглядов Нины Андреевой мне приходится встречаться и в собственном районе. Потому что сознание человека консервативно по своей сути и сопротивляется опережающим сегодня изменениям общественной жизни. Вся наша партийная работа и направлена на преодоление этого сопротивления.

КОРР. И все же, что вам больше всего мешает в работе?

КИСЛОВА. Мешают люди, которые своей позиции не обнаруживают. Я же люблю работать с людьми, которые идут с открытым забралом и отстаивают свою точку зрения.

Мешает в работе нехватка знаний, умения. Взять хотя бы экономическую реформу. Сколько еще вопросов надо осваивать: новые формы управления, арендный подряд, советы трудовых коллективов.

Жизненный опыт помогает, но этого мало, надо учиться, и сегодня знания приобретаем в практической работе.

Я думаю, что не готовы мы и к новой идеологической обстановке, к тому, что партийная работа становится ближе к человеку.

КОРР. Ваши мысли по поводу изменений в выборах в партийные органы?

КИСЛОВА. Думаю, что новизны бояться не надо. Да, будет тайное голосование. Нужно делать выводы из уроков выдвижения делегатов на XIX партконференцию. Сколько было разных мнений, нелицеприятной критики, например, в адрес бюро Свердловского РК КПСС по поводу выдвижения молодого коммуниста Виталины Трифоненко. И все-таки она была избрана на пленуме Московского горкома КПСС. И не подвела! А в самый сложный момент жарких споров по принимаемым резолюциям вышла на трибуну партконференции и высказала свою позицию...

Вообще же выдвижение проходило достаточно заорганизованно. А сегодня каждая партийная организация может - и уже начала - выдвигать и обсуждать свои кандидатуры в состав райкома КПСС.

В районной парторганизации идет дискуссия о том, каким должен быть состав райкома: общим, как раньше, или его стоит дифференцировать? Может быть, следует создать несколько комиссий, скажем по вопросам внутрипартийной демократии, социально-экономическим и другим.

КОРР. Трудно ли женщине быть партийным лидером?

КИСЛОВА. Трудно. Но мне помогают коллеги по работе, моя семья. Вообще, когда тебя понимают, это придает силы. Знаете, я трижды счастливый человек: своей семьей, работой и мамой, гордой и сильной женщиной, с которой мы прожили 47 лет под одной крышей.

КОРР. Расскажите о своей семье. Удается ли выкраивать для нее время? Кто у вас готовит, покупает продукты, если вы - то где и когда?

КИСЛОВА. Муж у меня проректор института физкультуры, дочь - студентка МАИ. Как бы поздно я ни возвращалась домой с работы, они ждут и без меня не ужинают. За столом мы обсуждаем все свои проблемы, другого времени для общения, увы, нет.

Обеды готовлю сама, обязательно первое, второе, салаты делают муж и дочь. Но готовлю один раз в неделю, в воскресенье, в остальные же дни только подогреваем. В этот же день и покупаю продукты в магазинах Первомайского и Бауманского районов, ближе к дому.

КОРР. Бываете ли в театрах, кино, что любите читать?

КИСЛОВА. Театр люблю и бываю довольно часто. В кино хожу только на отдыхе. А тут как-то посмотрела фильм "Холодное лето пятьдесят третьего...". Вышла из зрительного зала потрясенная: может, потому, что подобное случилось в жизни моих близких. Возвращаюсь домой, дочь открывает дверь взволнованная. Оказывается, что тоже смотрела эту картину. Меня ее реакция, откровенно говоря, порадовала. Мы не часто соглашаемся друг с другом, дочь из-за своего возраста и тех процессов, которые теперь происходят в обществе, более радикальна, в чем-то максималистка.

Читать люблю поэзию, особенно лирику, я ведь по образованию учитель русского языка и литературы. Периодику просматриваю всю, читаю выборочно, стараюсь по возможности следить за дискуссиями по вопросам истории, искусства.

КОРР. Нонна Евгеньевна, во сколько же у вас начинается и заканчивается рабочий день?

КИСЛОВА. Начинается в 9 утра, заканчивается, как правило, к 10 часам вечера. Выходной выпадает не всегда. Согласна, что это не нормально, но иного выхода пока не вижу.

Конечно, устаю. Нагрузка большая: сейчас у тебя в кабинете Станкин, через час - Малый академический театр СССР, потом встречаюсь с коллективом объединения "Салют" или завода "Трансмаш"... Разные люди, разные проблемы. И каждого надо понять, услышать, знать вопросы, с которыми к тебе обращаются.

Сегодня всем трудно. Встречалась на неделе с пропагандистами и поняла, как нелегко им будет работать в наступающем учебном году. Потому что к знаниям надо прибавить одну очень важную вещь, которая называется "твоя точка зрения". А мешает проклятая оглядка: не было, мол, рекомендаций. Сидит она в нас еще крепенько...

Будни райкома разные, день на день не приходится. Иногда такой, что думаешь - не зря живешь, а иногда ничего не получается, возвращаешься домой совершенно разбитая. А завтра - день новых преодолений. Значит, жить - это работать!

НАША СПРАВКА:

В Свердловском районе 28 промышленных предприятий с годовым объемом производства 1200 млн. руб., розничный товарооборот предприятий торговли - 1280 млн. руб., 26 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, 5 вузов, 10 театров, в числе которых ГАБТ СССР и имени Ленинского комсомола, 40 редакций газет и журналов, в их числе "Правда" и "Советская Россия", "Огонек" и "Собеседник", крупнейшие предприятия полиграфии, министерства, ведомства.

Свыше 200 тыс. человек трудится на предприятиях и в учреждениях района, 117 тыс. человек проживает в его микрорайонах.

Смотрите также: