НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Вооруженные Силы в условиях гласности

   
   

Демократизация, гласность - в какой мере эти процессы касаются такой традиционно "закрытой" (по понятным причинам) организации, как Министерство обороны СССР? Или же специфика деятельности военных вообще несоотносима с этими понятиями?

На вопросы корреспондента "АиФ" В. ВОЙТЕНКО отвечает заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР генерал-полковник М. ГАРЕЕВ.

- Перестройка идет во всех звеньях государственного механизма. В чем проявляется перестройка для Министерства обороны, в чем специфичность ее, что и как конкретно перестраивается?

- Демократизация, реформа политической системы, борьба с бюрократизмом, совершенствование межнациональных отношений, гласность и правовая реформа - все это осуществляется и в Вооруженных Силах с учетом, разумеется, специфики военной службы. Как подчеркивал М. С. Горбачев, главное состоит в том, что эффективность оборонного строительства на современном этапе должна обеспечиваться преимущественно качественными параметрами, как в отношении техники, военной науки, так и состава Вооруженных Сил. Оно должно гарантировать надежную безопасность Советского государства и его союзников, осуществляться в строгом соответствии с нашей оборонительной доктриной.

Во всех отраслях деятельности Вооруженных Сил возникает много новых сложных проблем. Основополагающий вопрос - о реальности военной угрозы для нас со стороны империалистических государств. Некоторые органы печати начинают ставить под сомнение наличие такой угрозы, а следовательно, к необходимость оборонных мероприятий, защиты Отечества. Наш народ и весь личный состав Вооруженных Сил глубоко и искренне привержены идеям мира, предотвращения войны. Но суровая реальность состоит в том, что, наряду с позитивными изменениями в международной обстановке, приходится считаться с военными приготовлениями империалистических государств.

Поэтому активная борьба за мир и готовность дать отпор агрессору должны и впредь органически сочетаться. И желательно, чтобы вся наша общественность занимала правильную позицию по этому вопросу и помогала готовить достойных защитников своей Родины.

В современных условиях, с одной стороны, нет фатальной неизбежности войны, ее можно предотвратить, а, с другой стороны, реальная военная угроза продолжает существовать. Понимание значения воинского долга усложняется, а иногда его искусственно усложняют. В этих условиях вся система военно-патриотического, политического и воинского воспитания допризывников и воинов должна быть в высшей степени убедительной и аргументированной. Требуется также более высокий уровень подготовки офицеров, боевой выучки войск и сил флота.

Более высокий уровень военного искусства, боевого мастерства всего личного состава - это один из неисчерпаемых источников дальнейшего повышения боеспособности армии и флота практически без дополнительных материальных затрат. На это мы и предполагаем сделать главный упор, не забывая ни на минуту, что нам противостоят массовые профессиональные армии.

Изменена направленность оперативной и боевой подготовки войск, сил. Основным видом боевых действий при отражении агрессии в начале войны, если она нам будет навязана, будут оборонительные бои и операции. Особое внимание в войсках и на флотах уделяется повышению организованности, поддержанию твердого уставного порядка и укреплению воинской дисциплины.

Оборонительный характер военной доктрины, главный упор на качественные параметры строительства и подготовки Вооруженных Сил требуют, с одной стороны, обеспечения надежной обороны с учетом характера военной угрозы, с другой стороны - проводить оборонные мероприятия в пределах строгой достаточности, не подгоняя, а, наоборот, по возможности всячески сдерживая гонку вооружений. При оборонительном характере военной доктрины более высокие требования предъявляются к боевой готовности, ибо, как показывает исторический опыт, агрессор, изготавливаясь к агрессии, заблаговременно и скрытно проводит все подготовительные мероприятия к нападению, а обороняющаяся сторона вынуждена рассчитывать на ответные действия и всегда должна быть готова к отражению агрессии.

- Недавно в печати было объявлено о создании отдела информации при Совете Министров СССР. А как организационно обеспечивается принцип гласности в МО?

- Жизнь и деятельность армии и флота стала более широко освещаться в печати. В интересах расширения гласности в последнее время все большее распространение получают пресс- конференции руководящих работников Министерства обороны, их выступления перед советскими и иностранными журналистами.

Заметно оживилась в этом отношении наша военная печать. В газете "Красная звезда", газетах военных округов и флотов, военных журналах поднимается широкий диапазон вопросов, касающихся всех сторон жизни и деятельности войск, развития военной теории и практики, советской военной доктрины, технического оснащения ВС СССР. В обсуждении этих вопросов на страницах прессы участвуют практически все категории военнослужащих. В армейской печати сейчас смело вскрываются недостатки, подвергаются нелицеприятной критике должностные лица Вооруженных Сил, допускающие упущения по службе. Все это приносит свою пользу в деле перестройки Вооруженных Сил.

Вместе с тем не способствуют улучшению положения дел в войсках и на флотах случаи необъективного освещения отдельных сторон их деятельности, предвзятого подхода к отдельным фактам, их извращенного толкования.

- В военной области не может не существовать граница открытости, предполагающая сохранение в тайне тех или иных сторон работы, документальных материалов, организационных структур. Как устанавливается разумное разграничение, которое уводило бы нас от чрезмерной секретности, подрывающей доверие, но в то же время не сказывалось бы на безопасности нашего государства?

- Министерство обороны, в силу особенностей решаемых задач, имеет более строгие, чем другие ведомства, ограничения на публикации в открытой печати и сообщения по радио и телевидению, что связано с обеспечением обороноспособности и безопасности нашего государства и Организации Варшавского Договора (ОВД). Необходимость этого подтверждена опытом прошлых лет. Поэтому значение бдительности сохраняется, тем более что направленность деятельности разведывательного аппарата капиталистических стран очевидна.

Вместе с тем, руководствуясь требованиями КПСС о расширении гласности и учитывая взаимные договоренности с США и НАТО, в ВС СССР частично сняты ограничения на ряд сведений военного характера, касающихся боевого состава, численности, технической оснащенности войск и сил флота. Сняты многие цензурные ограничения по тактике, некоторым видам военной техники. Развивающийся процесс гласности открыл многие стороны деятельности Вооруженных Сил СССР, что позволяет лучше знакомить нашу общественность с ее направленностью, а в международном плане способствует повышению доверия и авторитета советской внутренней и внешней политики, налаживанию конструктивного диалога между СССР и США, ОВД и НАТО на различных уровнях, в том числе и по линий военного руководства. Если будет согласие стран НАТО на обмен данными о численности вооруженных сил, это позволит более широко осветить в печати и эту сторону дела.

С расширением мер доверия будут рассматриваться вопросы дальнейшего рассекречивания деятельности различных военных ведомств и предоставления более широкой информации о Советских Вооруженных Силах. Но этот процесс имеет соответствующие рамки, поскольку многие данные, составляющие государственную и военную тайну, в интересах обеспечения надежной обороноспособности страны не могут быть односторонне открыты. Это должно быть понятно каждому, поскольку практически все страны мира в большей или меньшей степени берегут и охраняют свои государственные и особенно военные секреты. Не только проблемы достаточности обороны, но и информации в оборонной области носят взаимный характер и зависят от общего оздоровления международной обстановки.

- В чем уже проявил себя принцип гласности, какие документы обнародованы и какие готовятся к рассекречиванию?

- Принцип гласности проявляется в опубликовании данных, ранее вообще закрытых даже для специальных изданий. Обнародованы сведения о количественно-качественном составе советских стратегических ядерных сил, оперативно сообщается о всех наших ядерных испытаниях, все шире практикуется обмен военными делегациями, приглашение иностранных военных наблюдателей на учения, посещение представителями западных и наших средств массовой информации гарнизонов и специальных объектов наших Вооруженных Сил. До мировой общественности доведены данные о наших потерях в Афганистане. В печати, по радио и телевидению сообщается о подготовке и проведении крупных учений на территории СССР и других стран Варшавского Договора, запусках ИСЗ и пилотируемых космических аппаратов. Сняты ограничения на публикацию в открытой печати сведений о работе по призыву в ряды Советской Армии и ВМФ молодого пополнения, о порядке прохождения воинской службы личным составом, о несении боевого дежурства и боевой службы и ряда других сведений, которые ранее не предавались огласке. Глубже раскрывается участие Вооруженных Сил в борьбе со стихийными бедствиями, ликвидации аварий, строительстве народнохозяйственных объектов.

Более широко освещаются явления негативного характера, связанные со службой в Вооруженных Силах. Практикуется участие видных военачальников в открытых дискуссиях, касающихся строительства и деятельности Вооруженных Сил.

Рассматривается возможность дальнейшего рассекречивания части архивных материалов по Великой Отечественной войне, в том числе документов, раскрывающих фактические события ее начального периода, а также сведений по советско-финляндской войне, боевым действиям у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, освободительным походам в 1939 - 1940 гг. и другим событиям. В последнем номере "Военно-исторического журнала" опубликован приказ Верховного Главнокомандования Красной Армии N 270, будут преданы гласности и некоторые другие документы, которые до этого носили закрытый характер. После тщательного изучения архивных документов предполагается опубликовать данные о военных потерях в период Великой Отечественной войны.

- И еще один вопрос, уже по конкретно военной специфике. Многие читатели спрашивают: почему страны НАТО не так активно реагируют на наши предложения, выдвинутые в речи М. С. Горбачева в польском сейме? Какие они выдвигают контрусловия? Не хотят ли добиться выгоды для себя за наш счет?

- Новые советские инициативы вызвали противоречивую реакцию в западных странах. Были и одобрительные отзывы, но большинство - негативных. Это свидетельствует о наличии внутри НАТО влиятельных сил, которые не заинтересованы в продвижении всего процесса разоружения, в существенном снижении уровня военного противостояния двух самых мощных военно-политических группировок.

Наибольшие возражения вызывает наш подход к сокращению средств двойного назначения, прежде всего ударной тактической авиации, к обмену данными по вооруженным силам и вооружениям и ликвидации асимметрии между объединенными вооруженными силами НАТО и ОВД, созданию зон пониженного уровня вооружений.

Отрицательно отнеслось большинство натовских стран и к нашему предложению вывести аналогичные средства ОВД с мест передового базирования в Восточной Европе, если НАТО согласится не размещать в Италии свои 72 истребителя-бомбардировщика F-16, которые пока находятся в Испании. Возражения выдвигаются разные, но суть их одна: НАТО ни в коей мере не хочет поступиться теми вооружениями, по которым обладает преимуществом.

Еще в Брюссельском заявлении стран НАТО от 2 марта с. г., в этом программном документе Североатлантического союза, было сказано о том, что Организация Варшавского Договора "создает непосредственную угрозу безопасности" и поэтому страны НАТО должны продолжать наращивать вооружения и требовать "в высшей степени асимметричных сокращений со стороны Востока". При этом утрируется некоторое превосходство стран Варшавского Договора в танках или артиллерии, но не принимается в расчет, что Североатлантический союз превосходит ОВД почти на 1500 боевых (в основном ударных) самолетов и в два раза по боевым вертолетам, имеет 2,5 - 3-кратное превосходство в военно-морских силах.

Далее в этом же документе говорится: "...Мы надеемся видеть Европу единой и целой на основе ценностей и идеалов Запада, подкрепленных военной силой". Но все это противоречит обязательствам государств, принятым ими на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе и закрепленным в его Заключительном акте. А главное - такая позиция бесперспективна.

Смотрите также: