В ХОДЕ одного из наших предыдущих телефонных опросов (см. "АиФ" N 29) были затронуты отдельные аспекты проблемы нетрудовых доходов. Продолжая ее обсуждение, мы задали 1136 москвичам вопрос: "Какие группы населения, представители каких профессий, на ваш взгляд, чаще всего получают нетрудовые доходы?"
Тема нынешнего исследования оказалась настолько актуальной, что многие респонденты давали сразу несколько ответов, называя не одну, а 2 - 3 и более групп получателей нетрудовых доходов, поэтому общее число ответов превысило 100%. В результате был получен довольно обширный перечень профессий, специальностей, сфер трудовой (и, так сказать, "нетрудовой") деятельности, среди которых наибольшее число голосов получили следующие:
- торговля - 54,6%;
- сфера обслуживания - 27,9%:
- руководители, работники различных звеньев аппарата власти и управления - 12,3%;
- кооператоры и индивидуалы - 9,5%;
- медицинские работники - 8,4%.
Гораздо реже упоминались другие социально - профессиональные группы, например, представители органов юстиции и внутренних дел - 1,4%; работники просвещения - 1,1%; люди свободных профессий - 0,7%; рабочие - 0,7%.
2,9% опрошенных подчеркнули, что "рабочие меньше всего имеют отношение к этому". Судя но приведенным выше данным, эту точку зрения разделяет большинство опрошенных.
4,6% отметили, что нетрудовые доходы концентрируются в руках лиц, связанных с распределением благ, близких к дефициту, т. е. тех, кто "действует бесконтрольно", находясь "около денег или около продуктов".
Стоит привести и единственное в своем роде признание "Я сама работаю на АЗС и получаю нетрудовые доходы". Можно только гадать, чем вызвана подобная откровенность. В некоторых кругах не принято стесняться своих "темных дел" наоборот, хорошим тоном считается открыто демонстрировать их овеществленные результаты - дорогие и престижные предметы потребления и прочие предметы красивой жизни. Называя, например работников торговли как основную группу, подверженную вирусу нетрудового обогащения, некоторые респонденты ссылались на то что, "у них самые низкие ставки, а они все в золоте", "зарплата небольшая, а живут лучше других, что видно невооруженным глазом". Это, кстати, подтверждается данными и социологических исследований: по обеспеченности дорогостоящими предметами длительного пользования торговые работники намного опережают представителей других профессий, в том числе - с более высоким уровнем зарплаты.
Было бы, конечно, крайностью судить о происхождении дохода только по его размеру или неким атрибутам благосостояния. Вопреки мнению ряда ученых и публицистов, такой упрощенный взгляд рядового человека на проблему, как показывает наше исследование, скорее исключение, чем правило.
Первое место в представленном "черном списке", как видим, занимает торговля, и это отнюдь не только дань стереотипам. Все мы покупатели, и поэтому никому из нас не покажутся преувеличенными претензии к труженикам прилавка, высказанные в ходе опроса: "обман покупателей", "обсчет и обвес", "махинации с дефицитными вещами", "наживаются на продаже мяса кооператорам" и т. д. Чаще всего указывалось на спекуляцию водкой.
Среди респондентов, считающих, что нетрудовые доходы извлекаются в большей степени в сфере обслуживания, 41% указали конкретные специальности: таксисты (13,8%), работники общественного питания (12,1%), автосервиса (6,5%), а также парикмахеры, персонал гостиниц и др.
Больше всего обвинений в адрес руководящих лиц прозвучало со стороны занятых в материальном производстве - рабочих и ИТР: "мастера, начальники цехов занимаются приписками, а деньги делят", "часто бывает, что без взятки у нас невозможно решить хозяйственный вопрос", "рабочий трудится, а начальник норовит его обмануть".
9,5% респондентов относят к числу обладателей нетрудовых доходов кооператоров и индивидуалов: "кооперацию превратили в спекуляцию", "цены несоизмеримо выше затрат и труда кооператоров".
9,5% опрошенных выделили спекулянтов и взяточников в качестве особой группы. При этом всего 5% считают нетрудовые доходы уделом "люмпенов" - паразитической прослойки, состоящей из воров, мелких жуликов, тунеядцев, проституток и т. п.
Несколько иной аспект проблемы выявляется в высказываниях такого типа: "человек, бывает, ничего не делает, перекладывает бумажки и незаслуженно получает оклад", "некоторые заняты бесполезным трудом", "нетрудовые доходы - следствие раздутых штатов", "во всех сферах есть несоответствие между мерой труда и мерой потребления". Здесь мы имеем дело с феноменом "незаработанной зарплаты" - прямым следствием нарушений принципа распределения по труду.
5% респондентов не приняли предложенной им постановки вопроса. Они убеждены, что "все зависит от человека, а не от профессии", т. е. извлекают нетрудовые доходы "нечестные, беспринципные люди". 4,3%, наоборот, считают, что возможности для нечестного обогащения существуют везде, что этим занимаются "все понемногу", что получать нетрудовой доход "может любой, все зависит от того, как устроишься".
Нельзя согласиться ни с первыми, ни со вторыми: слишком легко свести дело к нечестности "отдельных" граждан или, того хуже, считать всех потенциальными мошенниками. Нельзя и допускать, чтобы к нетрудовым доходам относились как к чему-то привычному, неизбежному в наших условиях - а такая тенденция, как мы видим, все же, существует.
Цель нашего опроса заключалась не в том, чтобы помочь правоохранительным органам в выявлении наиболее "криминогенных зон" нашей действительности. Главное привлечь внимание к "зонам общественного недовольства". Нетрудовые доходы - порождение в первую очередь социально-экономических причин, и борьбу с ними необходимо вести комплексно - не только с помощью законодательных и воспитательных мер, но и путем решения насущных хозяйственных задач, укрепления принципов социальной справедливости в распределительных отношениях.
Смотрите также:
- Руководить можно, только имея возможность сравнивать и выбирать варианты. Что посеешь, то и пожнешь... →
- АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Чтобы кому-то дать, надо у кого-то взять →
- Ежемесячный опрос "АиФ". Разные взгляды на кооперативы →