СФРЮ. Плюсы и минусы ротации кадров

   
   

Среди вопросов, вызывающих сегодня у нас в стране самые жаркие дискуссии, одно из центральных мест принадлежит, пожалуй, борьбе с бюрократизмом, демократизации кадровой политики. Это отчетливо показала XXX партконференция. Рассмотрены предложения об ограничении сроков пребывания на руководящих постах, введении возрастных ограничений, широко обсуждаются проекты Законов об изменениях и дополнениях Конституции СССР и о выборах народных депутатов.

Важное место здесь может занять осмысление и использование опыта социалистических стран, в том числе Югославии.

КОМПЛЕКСНЫЙ механизм ротации (сменяемости) кадров на всех уровнях действует в Югославии уже много лет. Основы его были заложены еще в 1950 г. с созданием рабочих советов. А законодательно идея всеобщей выборности и сменяемости кадров была оформлена с принятием в 1971 г. поправок к Конституции СФРЮ и созданием коллегиального органа управления - Президиума СФРЮ. С тех пор ротация стала одним из основополагающих принципов государственного устройства. Были определены конкретные сроки пребывания на постах. Как правило, ни один гражданин не может быть избран или назначен более двух раз на одну должность, и это правило действует повсеместно.

Творцы системы ротации исходили из того, что нахождение на руководящих должностях должно носить временный характер, открывая дорогу к управлению возможно большему числу граждан. При этом за трудящимся, направленным на такую работу, закрепляется право вернуться впоследствии на прежнее рабочее место. В современных условиях, когда безработица в СФРЮ превысила 1 млн. человек, это имеет особо важное значение.

Руководители Югославии при этом ставили перед собой две основные цели: во-первых, сохранить единство этой разнородной, пестрой в национальном отношении страны, обеспечить ее социально-экономическую и политическую стабильность. Во-вторых, гарантировать преемственность политического курса, устранить эксцессы, связанные с борьбой за власть, и остановить бонапартистские устремления отдельных политических деятелей.

ОТ ПРЕЗИДИУМА СФРЮ ДО ПРЕДПРИЯТИЯ

После кончины в 1980 г. Иосипа Броз Тито, являвшегося пожизненным главой государства и партии, система приобрела законченный вид. Во главе государства стоит Президиум СФРЮ. В его составе девять человек: представители шести республик, двух автономных краев, а также председатель Президиума ЦК Союза коммунистов Югославии. Выборы проходят раз в пять лет, т. е. один человек может находиться в составе Президиума не более 10 лет. Председатель и его заместитель избираются поочередно сроком на один год из числа членов Президиума. Таким образом, представитель каждого района страны раз в восемь лет занимает высший государственный пост.

По аналогичной схеме формируются органы Союза коммунистов и правительство страны. Так, председатель Президиума ЦК СКЮ избирается сроком на одни год, а секретарь Президиума - на два года. Председатель Союзного исполнительного веча (правительства) назначается на два года с возможностью продления мандата еще на два года. Предлагая Скупщине СФРЮ (парламенту) состав правительства, он должен руководствоваться принципом равноправного представительства всех республик и краев страны.

На республиканском уровне, естественно, отпадает необходимость обеспечения равного национального представительства, и основной задачей ротации является борьба с монополизацией власти. Сроки пребывания у власти в республиках сейчас составляют два года или год с возможностью продления еще на год.

На общинном (районном) уровне, на предприятиях, в научных учреждениях, вузах и т. д. выборными являются практически все должности - от членов рабочего совета до директора. Почти повсеместно действует и принцип, "двух сроков". В выборах, независимо от характера организации, участвуют все члены трудового коллектива. Так, в вузах выборы декана проходят при участии не только членов совета, преподавателей, но и студентов, технических работников.

Интересно отметить еще одну характерную деталь - в СФРЮ действует строгий принцип, согласно которому не допускается, чтобы один человек занимал два взаимосвязанных поста. Например, представитель администрации (директор) не может быть избран в рабочий совет предприятия. Это же правило действует и на высшем государственном уровне: ни члены правительства, ни другие государственные чиновники не могут быть делегатами Скупщины. В случае назначения на должность они теряют место в парламенте.

ЕСТЬ И МИНУСЫ

Нельзя сказать, что введение системы ротации прошло в СФРЮ без трудностей. Одна из них - возникшая "чехарда", бесконечная смена кадров, из-за которой стало просто-напросто сложно уследить за персональными изменениями в руководстве. Результат - снижение авторитета руководящих органов, осложнение проблемы персональной ответственности за принимаемые решения.

Путь выхода из этой ситуации очевиден, по нему пошли уже многие организации. Это удлинение сроков пребывания на руководящих должностях, определение срока действия мандата в зависимости от результатов работы, выработка механизма отзыва не оправдавших доверия руководителей.

Другая, более серьезная проблема - это получившая широчайшее распространение "горизонтальная ротация", когда высокопоставленные чиновники переходят с одного поста на другой (из государственных организаций - в партийные, оттуда - в хозяйственные и т. д.), оставаясь приблизительно на одном "номенклатурном" уровне, а значит, сохраняя определенные льготы и препятствуя притоку свежих сил. Эффективных методов борьбы с этим явлением пока не выработано, но, как считают в Югославии, помочь здесь может только дальнейшая демократизация - широкое обсуждение кандидатур, подробное информирование об их работе, жизненном пути, доходах и т. п., а также строгое соблюдение принципа персональной ответственности.

ДОРОГУ МОЛОДЫМ

Решению этой проблемы способствует в Югославии также последовательное проведение в жизнь правила, согласно которому в 65 лет любой государственный служащий, независимо от занимаемой должности, должен уйти на пенсию. Большую роль здесь играет, в частности, высокий социальный статус пенсионеров. Он определяется значительными размерами пенсий (до 80% от уровня зарплаты), возможностями сохранения творческого потенциала (публикаций в научных изданиях и т. п.). Все это также облегчает молодым кадрам приход к руководству.

Знаменательным событием последних лет стал добровольный уход с политической арены многих представителей старшего поколения югославских политиков - "титовской гвардии". В результате на XIII съезде Союза коммунистов (1986 г.) в состав Президиума ЦК СКЮ вошли деятели, возраст которых не достигал и сорока лет.

А. КОРОБКОВ, кандидат экономических наук

Смотрите также: