ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ. ГЛАСНОСТЬ НАПОЛОВИНУ

   
   

Не раз мне приходилось читать и слышать о том, что на телевидении принято вырезать из передач то, что по каким-то соображениям не устраивает начальство. К сожалению, это, как правило, наиболее интересные, честные, острые материалы.

Ко мне такую процедуру пытались впервые применить в апреле 1984 года. Дали "команду" выкинуть часть материала из "Международной панорамы". Я предпочел снять всю передачу. Строптивость была наказана: год я не выступал на телевидении.

Настало время гласности. Но, видимо, не для всех. 11 декабря без согласования со мной из "Международной панорамы" был вырезан ряд кусков по Афганистану, имеющих принципиальное значение. Товарищи обосновывали такое решение ссылками на необходимость взвешенного подхода к столь деликатному вопросу. Вопрос действительно, чрезвычайно деликатен. Но именно ПОЭТОМУ всякая фальшь, недомолвки, сокрытие от советских людей неприятной, горькой правды безнравственны.

Исходя из того, что ваше издание уделяет особое внимание аргументам и фактам, я был бы чрезвычайно признателен за опубликование полного текста моих соображений.

Заранее благодарен А. Бовин

"В ноябре я две недели провел в Афганистане. Летал в Герат и Мазари Шариф. Был в Хайратоне. Беседовал с президентом республики и премьером, с министрами, генералами, губернаторами и учеными. Общее впечатление: очень трудное, критическое положение.

Вывод советских войск не сопровождается усилением стабильности в стране. Скорее наоборот. Вооруженная оппозиция активизируется. Непримиримые отвергают самую возможность компромисса, коалиции. Что оставляет мало места для политики национального примирения.

*Дело осложняется тем, что внутри Народно-демократической партии Афганистана, ее руководства продолжаются борьба, столкновение различных группировок. Причем сталкиваются не столько разные политические позиции, сколько личные амбиции, симпатии и антипатии тех или иных деятелей. Все это не может не отражаться на авторитете НДПА.

Оставляет желать лучшего боеспособность вооруженных сил республики. Люди уклоняются от военной службы. Часты случаи дезертирства. Не хватает кадров, владеющих современной боевой техникой.

Еще один непростой вопрос. Длительное присутствие огромного отряда наших советников во всех областях и на всех уровнях - в том числе и в вооруженных силах - привело к тому, что афганские друзья стали затрудняться принимать самостоятельные решения, самостоятельно действовать, рассчитывать на собственные силы. И сейчас это особенно сказывается.

У меня сложилось такое впечатление, что многие из тех, с кем пришлось разговаривать, не верят до конца, не хотят верить, что советские солдаты уйдут. А между тем, по моему разумению, уходить надо. Уходить во что бы то ни стало.

До 15 февраля еще есть время, очень мало, но есть.

Насколько я понимаю, наше правительство решило использовать это время для того, чтобы максимально интенсифицировать политические усилия, переговоры на всех возможных направлениях.

В начале декабря, как вы знаете, Юлий Михайлович Воронцов, 1-й заместитель министра иностранных дел и посол в Кабуле, встретился в Саудовской Аравии с лидером пешаварской "семерки" профессором Раббани. Переговоры будут продолжены.

Предстоят, видимо, и переговоры с пакистанским руководством. Трудно надеяться, что Беназир Бхутто заметно изменит отношение Исламабада к афганскому вопросу. У нее слишком мало пока степеней свободы. Но можно надеяться, хотелось бы надеяться, что политика Пакистана, отношение к Женевским соглашениям станут более взвешенными.

Большое значение могли бы иметь соглашения с "полевыми командирами", действующими на территории Афганистана. Переговоры с ними ведутся и афганцами, и нами.

В общем, делается все возможное, чтобы облегчить создание коалиционного правительства, обеспечить относительно плавную, относительно безболезненную эволюцию, преобразование режима. Но слишком запущен процесс. И политическая терапия не всесильна.

Так или иначе, но дело идет к развязке.

И вот что я думаю нам всем - партии, народу - нужен суровый, жесткий, мужской разговор об уроках Афганистана. Нам нужна правда. Хотелось бы услышать мнения и оценки главных действующих лиц - партийных работников высокого ранга, военных, дипломатов.

В прошлом - я имею в виду и конфликт с Югославией в 1948 году, и события в Венгрии в 1956 году, и ввод войск в Чехословакию в 1968 году - мы были слишком снисходительны к себе. Нынче, в годы перестройки, мы не можем этого позволить. Ошибки, за которые мы расплачиваемся кровью, престижем партии, социализма, народными деньгами не должны повторится".

___

* Здесь и далее мелким шрифтом выделен текст, вырезанный из телевизионной передачи "Международная панорама" без согласования с автором.

Смотрите также: