ВСЯ ВЛАСТЬ - СОВЕТАМ. ВОПРОС - ОТВЕТ

   
   

Как документально оформляется выдвижение кандидата в депутаты?

В. Петровский, Керчь.

О ВЫДВИЖЕНИИ кандидата в депутаты составляется протокол. Протокол собрания (конференции) трудового коллектива, пленума органа общественной организации, собрания избирателей, военнослужащих воинской части по выдвижению кандидата в депутаты от избирательного округа представляется в окружную избирательную комиссию незамедлительно, но не позднее срока окончания выдвижения кандидатов в депутаты, установленного Законом о выборах, т. е. 24 января 1989 г. Протокольная запись ведется секретарем собрания, прилагается к копии протокола и хранится в трудовом коллективе, органе общественной организации, выдвинувших кандидата в депутаты, либо в соответствующем Совете народных депутатов.

* * *

Для выборов депутатов в высший орган государственной власти установлен новый порядок выдвижения кандидатов на собраниях избирателей по месту жительства. Нельзя ли об этом рассказать подробнее?

А. Моисеев, Москва.

ТАКИЕ СОБРАНИЯ созываются соответствующими Советами народных депутатов или их президиумами либо исполнительными комитетами совместно с окружной избирательной комиссией. При этом они устанавливают дату, время, место проведения собрания, которые заблаговременно сообщаются избирателям. Собрание может созываться как по инициативе местного Совета и окружной избирательной комиссии, так и с учетом предложений самих избирателей. При их организации рекомендуется пользоваться республиканскими положениями о собраниях граждан по месту жительства. Для того чтобы эти собрания были по- настоящему представительными, в их подготовке не обойтись без активного участия территориальных первичных организаций общественных организаций, органов общественной самодеятельности населения.

Местный Совет народных депутатов совместно с окружной избирательной комиссией может установить порядок подачи заявок от общественных организаций микрорайонов или инициативных групп на проведение собраний избирателей.

* * *

Есть ли на практике разнарядка для выдвижения кандидатов в депутаты по партийности, национальности, возрасту, полу, социальному происхождению и т.д.?

ВСЯКАЯ РАЗНАРЯДКА по анкетным данным кандидатов в депутаты является косвенным ограничением избирательных прав граждан. К сожалению, долгое время она была одним из средств в руководстве ходом избирательной кампании со стороны партийных и советских органов.

Целью разнарядки было достижение статичных, формальных показателей "демократичности" органов власти, часто в ущерб реальному представительству интересов народа. Теперь обстоятельства значительно изменились. В постановлении Пленума ЦК КПСС (ноябрь 1988 г.) "О мерах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства" указано, что задача партийных организаций - всемерно содействовать демократизации избирательного процесса. Следует решительно покончить с практикой разнарядок и заорганизованностью.

Закон не предусматривает каких-либо норм представительства по анкетным данным народных депутатов СССР в составе высшего органа государственной власти страны. Наоборот, впервые создаются условия, которые вообще лишают смысла выработку разнарядки. Выдвигать и обсуждать на собраниях избирателей или на пленумах общественных организаций можно неограниченное количество кандидатур.

Участники собраний или пленумов могут предлагать для обсуждения в качестве кандидатов в депутаты и свои кандидатуры. Право и обязанности кандидатов в депутаты выступать с предвыборной программой, право беспрепятственной агитации трудовых коллективов, избирателей по месту жительства, общественных организаций за своих кандидатов предопределяют перестройку политической работы территориальных партийных комитетов и исполкомов местных Советов в период подготовки и проведения выборов.

И. ТРЯКОВ, кандидат юридических наук.

Смотрите также: