ВСЯ ВЛАСТЬ - СОВЕТАМ (03.02.1989)

   
   

КАЛЕНДАРЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

* До 22 февраля 1988 г. Проведение окружных предвыборных собраний.

* До 27 февраля 1989 г. Опубликование в печати сообщений о регистрации кандидатов в депутаты, выдвинутых по избирательным округам (не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов в депутаты).

* До 22 марта 1989 г. Проведение встреч кандидатов в депутаты от общественных организаций с членами общественных организаций.

* До 24 марта 1989 г. Проведение встреч кандидатов в депутаты с избирателями в избирательных округах.

* * *

В нынешней избирательной кампании предусматривается проводить окружные предвыборные собрания вместо проводившихся ранее окружных предвыборных совещаний. Есть ли между ними разница?

И. Шумов, Красноярск

В ОТЛИЧИЕ от прошлых избирательных кампаний, когда окружные предвыборные совещания проводились при единственном кандидате в депутаты, принимали решение о его поддержке и выступали с обращением к избирателям, новый Закон о выборах прямо предписывает не проводить такие собрания, если по округу выдвинуто не более двух кандидатов в депутаты.

В нынешнюю избирательную кампанию по многим округам выдвинуто не два и не три, а гораздо больше, иногда свыше десяти кандидатов в депутаты. При таком количестве претендентов на единственный депутатский мандат наиболее вероятно, что ни один из них не получит более половины голосов избирателей, которые, естественно, разделятся. Поэтому новым законодательством коренным образом изменены функции окружного предвыборного собрания. Теперь это не только всестороннее обсуждение кандидатов, но и предварительное выявление общественного мнения по ним, достижение демократическим путем оптимального числа кандидатов, представляемых собранием к регистрации в окружную избирательную комиссию.

Принимая решение о созыве окружного предвыборного собрания, комиссия устанавливает нормы представительства на собрании, равные для каждого трудового коллектива, органа общественной организации, собрания избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, выдвинувших кандидатов в депутаты.

Важнейшим условием правомочности окружного предвыборного собрания теперь является выполнение требований Закона о том, что не менее половины участников собрания должны составлять избиратели данного избирательного округа. Они делегируются трудовыми коллективами и собраниями избирателей по месту жительства, военнослужащих, не участвовавшими в выдвижении кандидатов в депутаты.

* * *

Как будет вестись агитация за кандидатов, кто назначает агитаторов?

И. Кузьменко, Киев

ОФИЦИАЛЬНО предвыборная агитация начинается после регистрации кандидатов в депутаты избирательными комиссиями. Именно с этого момента они имеют равные права выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по телевидению, радио.

Закон о выборах предоставляет трудовым коллективам, избирателям по месту жительства и общественным организациям, выдвинувшим кандидатов в депутаты, право беспрепятственной агитации за своих кандидатов. Исходя из смысла статьи 47 Закона о выборах, именно коллективы, организации и избиратели будут назначать агитаторов и вести агитацию за своих кандидатов.

Для ведения агитации трудовым коллективам, избирателям и общественным организациям предоставляются оборудованные помещения для собраний и митингов, а также средства массовой информации. Их предоставление возложено на избирательные комиссии.

Всем гражданам СССР, трудовым коллективам и общественным организациям, которые не выдвигали кандидатов в депутаты, гарантируется возможность подробного и всестороннего обсуждения их политических, деловых и личных качеств, а также право агитации за или против кандидатов на собрании, в печати, по телевидению, радио. Реализация этого права позволит на деле обеспечить состязательный характер нынешней избирательной кампании, объективно оценить деловые качества выдвинутых кандидатов в депутаты.

Важная роль в агитации за своего кандидата в депутаты принадлежит его доверенным лицам. Институт доверенных лиц был и раньше, однако теперь в Законе о выборах он получил свое правовое закрепление. Речь идет о том, что каждый кандидат в народные депутаты может иметь до 10 доверенных лиц. Основные функции их - помогать кандидату в проведении избирательной кампании, вести агитацию за его избрание депутатом, представлять его интересы во взаимоотношениях с государственным и общественными органами, избирателями, членами общественных организаций, а также в избирательных комиссиях.

Смотрите также: