Снять с суда "министерскую шапку"
ДО СИХ ПОР суд числится у нас среди "органов борьбы с преступностью". В одной шеренге со следственно - прокурорскими ведомствами, функционально суд зависим от обвинения, следствия, а также от партийно-государственных органов, требующих от него эффективной борьбы с преступностью.
Вдумаемся в смысл резолюции XIX партийной конференции "О правовой реформе", где говорится о необходимости обеспечить "безусловную независимость судей". Сопоставим эту партийную установку с тем, что начертано на вывесках, например, российских районных народных судов. "Шапка" красноречиво свидетельствует о ведомственной подчиненности суда. Она гласит: "Министерство юстиции РСФСР". И лишь ниже - суд и его район.
На это противоречие обратил внимание Председатель Верховного Суда РСФСР Е. А. Смоленцев. Комментируя готовящийся к рассмотрению в Верховном Совете СССР проект "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР", он отмечает, что Минюст и его органы, "как и в настоящее время, будут считать себя вправе направлять судебную деятельность, непосредственно руководить ею". И как бы работники органов юстиции ни заверяли общество, что их ведомство не вмешивается в отправление правосудия, последнее подчинено им "от" и "до".
Ну а результаты такого подчинения? Им бы проявиться там, где нашим судам, судопроизводству действительно нужны помощь и опека. Ведь изначальной целью воссоздания Министерства юстиции было прежде всего приличествующее судам материально-техническое обеспечение. И что же? У судей не хватает нормативных материалов. За подписку на юридическую периодику надо платить из своего кармана, клянчить "на стороне" ленту для пишущих машинок, заискивать перед слесарями... Ксерокопировальная машина - "голубая" мечта любого председателя райнарсуда: его машинистки отстукивают копии документов на папиросной бумаге. А чем в самом деле отличается ведение протоколов в сегодняшнем нарсуде и, скажем, в судебном приказе России XVII века? Лишь инструментом протоколирования. Дьяк записывал гусиным пером, сейчас секретарь записывает шариковой ручкой.
С организацией правосудия Минюст не справился, да и радикальных преобразований в судебной сфере не выдвигает. Администрирование, бумажно-отчетный "прессинг" в отношении судов, аппаратный подход к правосудию - все это может сохраниться, если обновленный высший законодательный орган власти не примет предложения об "откреплении" судов от такого органа управления, каким является Министерство юстиции. Пусть судьи сами занимаются своими проблемами.
Например, стоило бы создать Всесоюзный совет судей, который устраивал бы ежегодные конференции для обсуждения общих направлений судебной политики, актуальных проблем правоприменения.
Постоянно действующим рабочим органом этого совета могло бы стать административное управление судов. Новый аппарат? Да, но аппарат свой, подчиненный собственной системе самоуправления. При Всесоюзном совете мог бы функционировать исследовательский центр, своего рода "мозговой трест" советского правосудия. Возглавить Всесоюзный совет судей было бы логично Председателю Верховного Суда СССР. И еще очень важный момент. Представители совета - наряду с другими юристами - вошли бы в квалификационные комиссии, которые изучали бы и рекомендовали кандидатов для избрания на должности судей соответствующим Советам народных депутатов.
Уверен, что организационно автономный судейский корпус поднимет не только статус судей в обществе, но авторитет и престиж Правосудия. Пока же "министерская шапка" отнюдь не украшает нашу Фемиду: тога независимости на ней из-за этого выглядит скорее чиновничьим мундиром. Убрать "шапку" - значит гарантировать безусловную независимость судей, воплощенность еще одного принципа правового государства.
В. Власихин, кандидат юридических наук, руководитель группы политико-правовых исследований Института США и Канады АН СССР
* * *
Метраж или квартиры?
ПОЧЕМУ у нас принято отчитываться о построенном или строящемся жилье в миллионах квадратных метров? В других странах публикуются данные о количестве построенных квартир. И это правильно. Ведь как можно узнать из этих миллионов, насколько улучшились условия жизни в этом городе, районе и т. д.? А вот "в переводе на квартиры" все становится понятным.
Е. Шубин, Северодвинск
* * *
Что вокруг нас?
БОРЬБА за чистоту окружающей среды по своему значению для судеб человечества всей Земли вышла, мне кажется, едва ли не на второе место после борьбы за ликвидацию атомного оружия.
Вместе с тем население промышленных районов нашей страны находится в фактическом неведении о состоянии окружающей экологии - наличии в атмосфере и водоемах вредных промышленных отходов и размерах их концентрации.
Предлагаю, в целях широкого контроля промышленных предприятий со стороны населения, предать гласности как состояние окружающей природной среды в данном конкретном районе, так и информацию о тех практических мерах, которые принимаются местными властями в борьбе за экологическую чистоту.
В квартальных, полугодовых, годовых и пятилетних районных и городских отчетах о выполнении планов социального и экономического развития ввести графу, в которой указывалось бы наличие в окружающей воздушной среде и водоемах данной административной территории вредных промышленных примесей в процентном отношении к установленным допустимым нормам.
Я. Сабакаев, Сызрань
* * *
ОТ РЕДАКЦИИ. В руках - только что вышедший в свет статистический ежегодник "Народное хозяйство СССР в 1987 г.". Глава - "Обеспечение жильем". Среди многих данных приведены и такие.
Число построенных квартир - 10028 тыс. за одиннадцатую пятилетку, 2100 тыс. и 2265 тыс. за два года двенадцатой - 1986 и 1987 гг. Указано даже, за счет каких средств и сколько по союзным республикам, их средний размер. Выходит, неправ наш читатель?
Открываем главу "Природные ресурсы и охрана окружающей среды". Здесь помещена исчерпывающая информация по союзным республикам, их столицам и другим крупным городам. Так, в 1987 г. в атмосферном воздухе 102 городов страны максимальные концентрации некоторых вредных веществ превышали допустимый уровень в 10 и более раз. Всего же по стране количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ за 1985 - 1987 гг. уменьшилось на 6% и составило в 1987 г. 64,7 млн. т. В составе этих загрязнителей 15,6 млн. т твердых веществ, 48,5 млн. т газообразных и жидких.
Как видите, статистика по вопросам, волнующим читателей, появилась.
И тем не менее приведенные письма типичны.
Читатели считают, что статистическая информация должна поступать не только "наверх", для отчетности. Она должна быть доступна и всем на местах. Это позволит людям обсуждать проблемы со знанием дела, и принимать верные решения.
* * *
Пенсионер не должен страдать
В ПРОЕКТ ЗАКОНА о пенсиях, пока еще он находится в стадии разработки, считаю необходимым внести существенное положение, которое затрагивает всех без исключения пенсионеров - как нынешних, так и будущих. Суть его в следующем: систематически - ежеквартально или ежемесячно - корректировать причитающуюся сумму пенсии с текущим индексом цен, который определяется правительством. Поскольку цены имеют неуклонную тенденцию к повышению, а пенсия выражена в абсолютных цифрах, то ее реальный размер постоянно уменьшается. И мы будем вынуждены периодически возвращаться к вопросу о переработке закона о пенсиях.
Такой саморегулятор - не мое изобретение. Он широко известен экономистам. Я же лишь наблюдал за успешным его использованием - в 50-х годах в КНР. Там, кстати, он применялся не только к пенсионерам, но и ко всем, кто находился на социальном обеспечении государства. Могу засвидетельствовать - люди при таком положении дел не боятся колебания цен, что в условиях необходимости проведения реформы ценообразования в нашей стране очень важно.
П. Сабатин, Курган
* * *
Узаконенная спекуляция
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ к тому, что книжные магазины начали торговлю книгами по договорным ценам? Тоже считаете, что это ведет к борьбе с "черным рынком"? А ведь "черный рынок", переехав в комфортабельные условия, еще более обнаглел: роман А. Дюма вместо 3 руб. стоит теперь 45, "Энциклопедия домашнего хозяйства" за 6 руб. стоит 55, книгу "О вкусной и здоровой нище" ценой 6.50 выставили за 45 руб.! Это ли не узаконенная государством спекуляция?
А. Пилкин, А. Радаев, В. Щепелев, Чебоксары
Смотрите также:
- ДЕПУТАТАМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА - В ДОСЬЕ. Каким быть местному самоуправлению? →
- ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. СОЦИАЛИЗМ. ИСХОДЯ ИЗ ИНТЕРЕСОВ НАРОДА →
- Мнение специалиста. Суд и юстиция →