ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Правильно ли мы тратим деньги?

   
   

Теперь мы знаем, что дефицит нашего государственного бюджета составляет 35 млрд. руб., хотя специалисты считают, что он значительно выше этой суммы.

Тот факт, что мы ведем расточительный образ жизни и при этом полностью не решили проблем жилья, продовольствия, здравоохранения, образования, не может не вызывать общественной тревоги.

Об этом свидетельствует обширная читательская почта, которая содержит и адреса "махровой" бесхозяйственности, и предложения по ее ликвидации.

Наиболее часто (помимо давно ставшего нарицательным Минводхоза) упоминается геологоразведочная отрасль, которая, по мнению Е. Сарапцева из Тюмени, превращается в "худой мешок худого хозяина".

Свою точку зрения о том, есть ли резервы в области геологоразведки, нам высказывает заместитель председателя Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совмине СССР доктор экономических наук М. ТОЛКАЧЕВ.

ЗА ПЕРИОД с 1975 г. ассигнования на геологоразведочные работы возросли в 2,5 раза и достигли сегодня годовых объемов почти в 9 млрд. руб. Поиски и разведку месторождений полезных ископаемых, в которых занято около миллиона человек, проводят организации более десяти министерств и ведомств. Почти 70% ассигнований приходится на долю Министерства геологии СССР.

В погоне за общей цифрой прироста запасов здесь систематически допускается переразведка месторождений. Так, например, геологами на 300 лет вперед разведано запасов цементного сырья на Тоскано-Встреченском, на 320 лет - на Верхне-Встреченском месторождениях (Магаданская область), на 114 лет - доломитов Данковского месторождения (Липецкая область). Таким образом, значительные средства были затрачены на работы, реальная отдача от которых предусматривается за пределами XXI века.

При попустительстве Госгеолконтроля СССР и других контролирующих инстанций в разведку нередко вовлекаются удобные для геологов объекты, освоение которых в ближайшие 15-20 лет не предусматривается. Только за 1985- 1987 гг. Мингео СССР детально разведало больше 20 таких месторождений на сумму около 130 млн. руб. Хотя очевидно, что с этими затратами можно было бы повременить.

При отсутствии государственных или договорных цен на разведанные запасы полезных ископаемых или на информацию о месторождениях (при реализации второй модели хозрасчета), в роли доходов геологоразведочных предприятий выступают их расходы, финансируемые государством в соответствии с составляемой и утверждаемой в отрасли проектно-сметной документацией. Признать эти затраты на деле выручкой, аналогичной выручке за произведенные товары или оказанные платные услуги, нельзя, потому что составляя и утверждая сами для себя сметы, геологи ориентируются на объемные показатели, не свободные от излишнего "жира". В 1987 г. при проверке Союзгеолэкспертизой около 7,5 тыс. проектов и смет была уменьшена их сметная стоимость на 1 млрд. руб. За 9 месяцев 1988 г. сметы были сокращены на 406 млн. руб.

Очевидно, что требуются срочные организационные меры. Целесообразно вывести Союзгеолэкспертизу и Государственный геологический контроль из подчинения Мингео и поручить им проверку проектно-сметной документации всех министерств и ведомств, осуществляющих геологоразведочные работы.

За период 1984-1987 гг. с согласия Госгортехнадзора СССР и геологических организаций, разведывавших месторождения, списаны как неподтвердившиеся 127 млн. тонн угля, 63 млн. тонн черных металлов и других ценных видов минерального сырья. А ведь на их поиски и разведку геологи истратили значительные средства, кроме того, получили зарплату и награды.

В отрасли осуществлен ряд мер по рационализации организационной структуры. Упразднены четыре республиканских министерства геологии, десятки объединений переведены на новые условия хозяйствования. Вместе с тем требуется дальнейшее совершенствование структуры управления геологоразведочными работами.

Раздробленность организаций, работающих на одной территории, в связи с узкой специализацией выполняемых ими работ вредит делу. Так например, в Иркутске параллельно функционируют объединения "Иркутсгеология", "Востсибнефтегазгеология", "Востсибгеофизика", "Сосновгеология" и научно - исследовательский институт. Каждая из этих организаций имеет свой аппарат управления, транспортные и коммунально-бытовые службы, производственные базы и жилые поселки. Необходимость объединения территориальных геологоразведочных объединений, работающих в Коми и Якутской АССР, Иркутской области. Красноярском крае, в единые комплексные подразделения давно назрела.

Необходимо устранить параллелизм в проведении геологоразведочных работ Мингео СССР, Миннефтепрема и Мингазпрома, а также других министерств и ведомств на одних и тех же перспективных площадях и месторождениях. Это становится причиной перетока кадров, четко выраженного местничества в строительстве жилья, объектов социального назначения. Ежегодно выявляются десятки случаев дублирования геологоразведочных работ организациями различных министерств и ведомств.

Вызывает сомнение целесообразность значительного увеличения в текущей пятилетке ассигнований на. проведение геологоразведочных работ (прирост их к предыдущей пятилетке составляет 13 млрд. руб., или почти 40%). Это можно расценить как рецидив затратного, валового, экстенсивного подхода к планированию и организации геологоразведочных работ. За счет концентрации сил и средств, ускоренного внедрения новых методов и прогрессивных технических средств, активизации внешнеэкономической деятельности можно сэкономить и направить в другие важнейшие отрасли народного хозяйства (машиностроение, здравоохранение и др.) не менее половины от намеченных на пятилетку приростов ассигнований на геологоразведочные работы.

Смотрите также: