МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Человек в "нештатной" ситуации

   
   

Землетрясение в Армении стало самым трагическим событием прошлого года. В первые дни ликвидации его последствий в зоне бедствия работала группа военных ученых, которая изучала поведение людей в экстремальных условиях. На вопросы нашего корреспондента З. ФИЛАТОВОЙ отвечает руководитель группы кандидат философских наук Ю. ДЕРЮГИН.

- Землетрясение - это резкое нарушение условий, в которых протекает привычная жизнь человека. Представьте себе людей, спокойно стоящих на остановке автобуса. И вдруг их валит с ног, они видят, как земля превращается в волны.

Кроме того, вообразите саму обстановку после землетрясения: нагромождение гробов, сложенных штабелями вдоль улиц, деформированные тела погибших, извлеченные из-под завалов... И все это в большом количестве. Мне кажется, сказанного достаточно для того, чтобы понять, какое сильное воздействие оказывают эти факторы на психику.

Первая реакция человека в данной ситуации - острый эмоциональный шок. Люди плохо понимают, что произошло, резко снижается способность к целенаправленным действиям. Психофизиологи отмечали затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение, чувство отчаяния от собственной беспомощности.

- Юрий Иванович, сколько же длится такое состояние?

- Судя по многочисленным опросам людей, от 2,5 до 5 часов, конечно, в зависимости от темперамента, типа нервной системы, воли, морально-нравственных качеств человека. Ведь и на этой стадии многие военнослужащие совершали, прямо скажем, героические поступки, а подавляющее большинство четко выполняло команды.

- Наблюдались ли какие-либо изменения в психике человека в последующем?

- Постепенно шоковое состояние проходит, и наступает реакция по типу депрессивной. В этот период наблюдается снижение памяти, контакты между людьми становятся "вялыми". Появляется немалое количество ошибочных действий и т. п.

- Возможна ли в этих условиях психологическая коррекция поведения?

- Да, возможна. Опыт деятельности командиров, политработников в зоне бедствия показывает, что в этот период очень важен личный пример человека, его мужество и хладнокровие. Вспомогательную роль могут сыграть фармакологические средства для снятия психологических стрессов. Ну и, конечно же, организация пусть кратковременного, но эффективного отдыха.

- Юрий Иванович, сколько времени потребовалось воинам для адаптации к экстремальным условиям? Что показали ваши исследования?

- Все люди разные. Одинаковых характеров, темпераментов быть не может. То же можно сказать и о волевых качествах. Но в общей массе офицеры "привыкают" к нештатной ситуации в течение суток, у солдат срочной службы этот период растягивается до 2-3 суток. Хотя, повторяю, все глубоко индивидуально. Более или менее полный выход из сложнейшего психологического напряжения происходит на 10- 12-е сутки.

- Что определяло деятельность личного состава в экстремальных условиях? Каковы основные мотивы поведения?

- Сошлюсь на результаты социологического исследования, проведенного в некоторых частях, участвующих в ликвидации последствий землетрясения. Так, 70% опрошенных солдат и сержантов заявили, что в своих действиях они руководствовались прежде всего чувством общечеловеческого сострадания, осознанием того, что в подобной ситуации они не могут действовать иначе.

- Что дадут ваши исследования для практики?

- Появилась возможность разработать методы психологической коррекции поведения воинов в сложной обстановке, т. е. повысить их психологическую устойчивость к разного рода "нештатным" ситуациям.

Смотрите также: