Опубликованные в феврале статистические данные о состоянии преступности в 1988 г. у одних породили тревогу, у других - вопросы. На некоторые из них корреспондент "АиФ" А. УГЛАНОВ попросил ответить начальника пресс-бюро МВД СССР Б. МИХАЙЛОВА.
- Некоторые цифры из опубликованной статистики явно не соответствуют действительности. Например, 45235 преступлений, связанных со спекуляцией. Но достаточно подойти к любому крупному магазину, чтобы убедиться, что это - капля в море, торговля с рук носит почти массовый характер.
- Размеры спекуляции, конечно же, значительно выше. Обнародовано лишь общее количество зарегистрированных уголовно наказуемых фактов. А сколько невыявленных случаев, так называемых "латентных"? Чтобы как-то дополнить картину, могу сказать, что еще 62,5 тыс. человек наказаны за мелкую спекуляцию и несколько тысяч, в основном молодежь, задержаны за фарцовку, продажу вещей с рук и т. д.
Причины и условия спекуляции многообразны - это и существующий дефицит товаров, и недостатки в правоохранительной деятельности, прежде всего милиции.
- Восприятие опубликованных данных у многих самое разное. Но все познается в сравнении... В прошлом году совершены 16710 убийств и 37191 тяжкое телесное повреждение. Как соизмеряются эти цифры с аналогичными в какой-либо другой стране?
- В данном случае можно сравнивать с США. По имеющимся на 1986 г. данным, там было совершено более 20 тыс. убийств и 837 тыс. тяжких телесных повреждений.
Кроме того, раскрываемость убийств у нас - 97 %, а в США - около 70%.
- Когда мы говорим о тысячах убийств, то у многих создается впечатление, что убийцы буквально разгуливают по городам и требуют: "кошелек за жизнь".
- Во-первых, в тысячах городов и поселков преступления против личности не являются доминирующими в структуре преступности, а в некоторых вообще нет ни одного убийства. Во-вторых, как показывают выборочные исследования, свыше 70% убийств совершается в быту. В том числе 17 - 20% - из мести, 12 - 14% - из ревности и примерно столько же - на почве бытовых ссор. Убийств из корысти и при разбойных нападениях примерно 8 - 9%, а убийств с целью сокрытия изнасилования - около 1,5 - 2%.
До 40 - 50% убийств приходится на дни отдыха и праздники. Это во многом связано с пьянством. Почти в каждом третьем случае преступники применяли "случайные" орудия убийства - кирпичи, камни, колья, бутылки. В более чем 40 % случаев использовались колюще-режущие орудия - кухонные ножи, стамески, отвертки и т. п., что красноречиво свидетельствует о ситуационно-бытовом характере этих преступлений.
- Чувство особого беспокойства вызывает рост числа квартирных краж. В чем здесь дело? Растут ряды воров или причины в другом?
- Элементарный криминологический анализ квартирных краж (а их в 1988 г. совершено около 175 тыс. - на 28,9% больше, чем в 1987 г.) показывает следующее. До 20% их приходятся на те случаи, когда хозяева квартир доверяются случайным людям, распивают с ними спиртные напитки, оставляют ключи в традиционных местах, например под половичками, о чем хорошо осведомлены преступники, и т. п. Свыше 30% краж совершены путем взлома двери или дверных запоров.
Около 50% краж совершаются квалифицированно с применением отмычек и специальных приспособлений.
Характеристика воров выглядит так. Более 82% из них являются местными жителями, а не "гастролерами". Каждый третий совершал преступления ранее. Более половины воруют в состоянии опьянения.
Раскрывается, пока, к сожалению, только каждая вторая квартирная кража.
- В ряде городов, особенно крупных, довольно остро встает проблема карманных краж.
- В среднем в год регистрируется 10 - 14 тыс. таких преступлений. На самом же деле их значительно больше, поскольку далеко не все потерпевшие обращаются сразу же в милицию. Это связано с целым рядом обстоятельств. Во- первых, высокая "профессиональная квалификация" воров- карманников не позволяет потерпевшему сразу обнаружить пропажу, что дает возможность преступнику "замести следы". Во-вторых, многие из потерпевших считают бесполезным обращаться в милицию или просто не делают этого в силу малозначительности причиненного ущерба.
В то же время выборочные исследования показывают, что карманный вор, для того чтобы не потерять "квалификацию", должен совершать в месяц до 25 краж, а в дни активных преступных действий - от 3 - 5 до 10 - 15. Поэтому, оценивая такие преступления, как кражи личного имущества граждан, мошенничество, вымогательство (рэкет) и некоторые другие, мы должны делать поправку на латентность.
- Выходит, государственная статистика, ее цифровой ряд объективно не отражает сущности проблемы преступности?
- Отражает, но только как совокупность данных о происходящих процессах. Что же касается восприятия статданных, то для их правильного понимания, исключающего панические настроения, в будущем необходимо будет конкретизировать каждый показатель. А сделать это могли бы непосредственные руководители различных управлений МВД СССР.
Смотрите также:
- В ПРЕСС-ЦЕНТРЕ МВД СССР. Когда дом - не крепость →
- Статистика преступности →
- Коммунальная "шконка" →