"БРАТИСЛАВСКАЯ ЛИРА"-89. О конкурсах, песнях и кризисе жанра

   
   

За последние годы наши эстрадные певцы не раз были победителями международного конкурса "Братиславская лира". В частности, в 1985 г. Лайма Вайкуле была удостоена первой премии за исполнение песни "Вернисаж". В этом году я был очень разочарован, узнав, что даже при достаточно слабых конкурентах наша певица заняла лишь четвертое место. Неужели наша эстрада настолько бедна хорошими исполнителями?

О. Коренев, Москва

Наш корреспондент Н. СОЛДАТЕНКОВ встретился с одним из членов жюри "Братиславская лира" поэтом И. РЕЗНИКОМ.

- Действительно, наша певица Анджела Бучко заняла лишь четвертое место. Я разговаривал со многими из членов жюри, и они считали Анджелу лучшей певицей конкурса. По самым строгим оценкам она могла войти в тройку победителей.

Третье же место заняла чехословацкая группа "Банкет", которую, собственно, всерьез никто и не воспринял. Но три члена жюри (все представители Чехословакии) дали ей высшие оценки, и, по-видимому, не дали Бучко ни одного балла (так, по крайней мере, получалось при анализе суммы баллов).

Таким образом, я сейчас почти полностью убежден, что политические мотивы на подобного рода конкурсах и фестивалях в последнее время приобретают все большее значение. Например, на "Братиславской лире" представители капиталистических стран относились к советской делегации гораздо лучше, чем хозяева конкурса или представители ГДР. Член жюри из Западной Германии, как он мне признался потом, дал Анджеле Бучко высший балл. И это, по-моему, было не только признанием таланта нашей певицы, но и выражением симпатий к нашей стране в целом.

- Вы не раз были членом жюри международных конкурсов. Вам никогда не случалось, так сказать, "подсуживать" своим?

- Сознаюсь, был случай, когда я завысил оценку одному певцу и до сих пор не могу себе этого простить. Меня долго убеждали, что надо ему помочь. И хотя он, несмотря на то что я завысил оценку на 2 балла, занял лишь восьмое место, этот случай никак не идет из головы.

- А как был организован сегодняшний конкурс?

- С материальной точки зрения, он получился выгодным для устроителей, поскольку проходил в огромном Дворце спорта. Но артисты были поставлены в ужасные условия. Посудите сами, что из себя представляла женская гримерная: это была комната, где обычно переодеваются спортсмены перед состязаниями, - по стенам низкие деревянные лавки, на потолке тусклая лампочка и одно-единственное маленькое зеркало на стене. Попробуйте переодеться да еще наложить грим в таких условиях!

- Какова была подготовка к конкурсу с нашей стороны?

- После многократных критических выступлений в прессе, Министерство культуры теперь готовится к таким мероприятиям очень серьезно и заблаговременно. Комиссия, куда входят многие известные композиторы, поэты, музыканты. 3 раза в год прослушивают кандидатов на международные эстрадные конкурсы. Единственной проблемой на сегодняшний день остается скудный и маловыразительный песенный материал. И еще. Очень многие популярные в стране исполнители просто отказываются от участия в международных конкурсах.

- Почему?

- Потому что боятся не занять никакого места и вследствие этого упасть в глазах отечественных поклонников. Но такое положение, когда опытные музыканты отказываются от участия в фестивалях и мы вынуждены посылать туда хоть несомненно талантливых, но все же неопытных новичков, - все это снижает международный престиж советской эстрады.

- А что дает исполнителю участие и победа в конкурсе типа "Братиславской лиры"?

- Ну, во-первых, на таких мероприятиях обязательно присутствуют продюсеры и менеджеры, а также композиторы многих стран - есть возможность быть замеченным кем- то из них. Во-вторых, это открывает дорогу на отечественное радио и телевидение, победителем обязательно должны заинтересоваться Министерство культуры и Госконцерт. Ведь, скажем, Лайма Вайкуле стала тем, кем она является сейчас, именно после победы в Братиславе.

- А чисто в материальном плане?

- Премии весьма небольшие. Победитель "Братиславской лиры", а также композитор и поэт, написавшие песню, получают по 500 руб. в переводе на наши деньги. Конечно, на конкурсах, которые проводятся в капиталистических странах, премии больше и в твердой валюте, но все-таки это не какие-то бешеные суммы.

- Кстати, о бешеных суммах. Распространено мнение, что те поэты и композиторы, которые сотрудничают со звездами советской эстрады, зарабатывают достаточно много: имеются в виду гонорары за песни, исполняемые в ресторанах, на радио, телевидения, просто концертах.

- Да, действительно, так думают многие. Но могу всех уверить, что этих авторских я в месяц получаю столько, сколько артист зарабатывает за один концерт. А уж о том, что мы получаем из-за рубежа, вообще говорить не приходится, поскольку из этих грошей ВААП умудряется высчитывать по 65%. И валюты хватает лишь на билеты за границу и на несколько батонов хлеба. Я считаю, что такая система - это узаконенное воровство, ведь ВААП ничего не делает в смысле помощи артисту, а только исправно высчитывает огромные проценты.

Что же в итоге изо всего этого получается? Многие ищут лазейки, чтобы "обойти" ВААП. Сегодня каждый старается писать сам для себя, композиторы и поэты сами стремятся выйти на эстрадные площадки, не у всех это хорошо получается. А у самих певцов репертуар поэтому стал крайне скудным, неинтересным и безграмотным. По сути, можно говорить о кризисе эстрадного жанра.

Смотрите также: