ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Прогноз, который не должен сбыться

   
   

То в одном регионе, го в другом сейчас вспыхивают резкие социальные конфликты. Усилилась национальная рознь, взрывают поезда. Что же все-таки происходит?

А. Шеремет, Ленинград

В качестве одной из "версий" предлагаем вам точку зрения ленинградскою публициста С. АНДРЕЕВА.

НЕВЗИРАЯ НА ЯВНУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ в стране перемен, есть немало сил, нацеленных на подрыв перестройки и переход к режиму полного подавления демократических начал в обществе.

Рассмотрим схему их действий.

Итак, для того чтобы сорвать перестройку как политическую акцию, вероятнее всего они решили идти следующим путем: разжигать недовольство народа конкретными условиями быта, периодически вызывать вспышки ненависти, для выражения которой легче всего использовать мотив национальной неприязни. Поскольку социальный протест трудящихся против тех, кто реально владеет средствами производства, - так сказать, по вертикали, - затруднен из-за наличия государственного аппарата, то гораздо более легкий выход находит "горизонтальная" озлобленность одних наций против других.

Кроме столкновений на национальной почве, сюда постепенно подключается и сфера производственная, где как метод давления используются забастовки, блокируются транспортные магистрали, срывается разгрузка вагонов на железнодорожных узлах и т. д.

Таким образом, цель этих сил - чтобы местные конфликты постепенно начали затрагивать технологические цепочки по всему Союзу, вызывая сбои на предприятиях и тем самым лишая трудящихся в разных регионах страны законных заработков. Все это подогревало бы обстановку. А спровоцировать забастовку, вызвать взрыв возмущения рабочих можно любым путем.

Следующим этапом, по их мнению, должно стать открытое столкновение государственных сил правопорядка и возбужденных масс, в котором человеческие жертвы показали бы колеблющимся, на какие меры пресечения надо пойти правительству в случае, если недовольство перерастет определенные рамки. Это та самая точка, когда мотивы национализма начинают постепенно замещаться мотивами противодействия властям.

Подобное противодействие обязательно должно обрести структурную форму, то есть организоваться в определенное движение, где появятся отряды хулиганов, действия которых будут четко координированы неким штабом. Первоначально удары должны прийтись по исполнительным органам: милиции, прокуратуре, находящимся в зоне прямой досягаемости. Верховная власть в такой ситуации попадает в безвыходные условия: если она проводит карательные акции, то возрастает негативное настроение масс; если не может эффективно противодействовать экстремистам, то демонстрирует собственную слабость. Сегодня очевидно, что события в Нагорном Карабахе, Баку, Ереване, Тбилиси, Фергане укладываются именно в данную схему.

На следующем этапе те, кто заинтересован в дестабилизации режима, посредством мафии будут формировать вооруженные отряды, способные выступить в определенное время уже против политических органов власти: райкомов и исполкомов. Время для этого будет подобрано таким образом, чтобы население оказалось разочаровано в результатах проводимой аппаратом линии и не стало оказывать активной поддержки властям, дискредитировавшим себя невыполнением обещаний. К этому моменту в стране создается обстановка, когда экономика без чрезвычайных мер не сможет выйти из тупика, что будет чревато переходом на карточную систему во всех сферах жизни.

Что может происходить по этой схеме дальше? Когда мотивы национальной неприязни постепенно перерастут в социальный протест против общественного устройства вообще, против партийных и советских органов (когда подразделения молодчиков станут производить погромы не только в магазинах и домах, но и в райкомах), люди самых разных убеждений попросят одного: защиты. Защита к ним может прийти в виде танков на улицах, комендантского часа и подавления всякого свободного волеизъявления. О демократии придется начисто забыть, поскольку она, как покажут события, приводит лишь к хаосу и насилию. Могут не заставить себя ждать и репрессии - ведь власть обязана защищать и себя, и сограждан от тех, кто вносит раскол в единство.

Возможно, одних лишь подразделений экстремистов окажется недостаточно для того, чтобы спровоцировать политический кризис. Вот почему, в соответствии с общей схемой, крайне важно, с точки зрения этих сил, внести раскол в общественное движение. Если, например, в Ленинграде набирает силу Народный фронт, то здесь же необходимо создать Объединенный фронт трудящихся (как это происходит сегодня), который провозглашает рабочий класс силой, выражающей интересы всех слоев общества (включая и крестьян, и интеллигенцию). При этом следует искать в рабочей среде лидеров, которые смогут направить недовольство рабочих в нужное русло: против остальных классов.

Возникает вопрос: кому и зачем все это нужно? Ответ может быть только один. Наши представления зачастую базируются на иллюзии, будто "все мы - советские люди", и убеждении, что в основе действий тех, кто реально владеет властью, лежат исключительно гуманные принципы. Сегодня появилась реальная вероятность того, что через некоторое время управление государством может перейти от партийно- хозяйственного аппарата к Советам. И тогда во главе их могут оказаться вовсе не те, кто, обладая привилегиями, давно находится у власти и сейчас одобряет перестройку лишь внешне. В таких условиях им не остается никаких иных средств для выживания, кроме как раздавить демократию силой.

Вот почему большую тревогу вызывают планы постепенных, затянутых преобразований в сфере экономики. Именно в таких условиях и создаются реальные предпосылки для того, чтобы экономический кризис вызвал кризис политический.

Пока Советы не взяли реальную власть, решение многих важнейших вопросов отложено на неопределенный срок. Это означает, что дана большая фора во времени тем, кто подталкивает государственное устройство к диктатуре.

Как показывают события, мы уже вступили в период социальной нестабильности. И чем быстрее научимся демократии, тем больше гарантий, что через органы народовластия сумеем переломить описанную здесь тенденцию. С учетом того, что власть добровольно не отдают, выборы в местные и республиканские Советы должны проходить с полным пониманием задач, которые стоят перед обществом. Либо демократия, либо диктатура - выбора у нас нет, и серединного положения занять не удастся.

ОТ РЕДАКЦИИ. При том, что версия автора находит, к сожалению, свое подтверждение в жизни, нам кажется, что он принижает роль национальных интересов, национальных групп, действия которых обусловлены целым спектром сложных, в свое время не разрешенных исторических и социально-экономических проблем. Но поскольку к подобной версии нередко апеллируют в дискуссиях, мы хотели представить ее в обнаженном виде, чтобы эффективнее искать пути стабилизации демократических процессов в нашем обществе.

Смотрите также: