Прошедший в нашей стране первый Съезд народных депутатов показал, что в его работе нередко возникали и конфликтные ситуации вызванные зачастую лишь отсутствием у наших депутатов навыков ведения парламентской дискуссии.
О "правилах поведения" депутатов американского конгресса, которые могут заинтересовать наших парламентариев, рассказывает старший научный сотрудник Института США и Канады АН СССР Н. САХАРОВ.
- В ходе Съезда народных депутатов СССР было много жалоб на то, что некоторые его участники получили возможность выступить по нескольку раз, а другим слова и вовсе не дали...
- В конгрессе США любой законодатель имеет право попросить у председательствующего слово, но он не может начать свое выступление, не получив на это его разрешения. В то же время ведущий заседание не может не дать слова кому-то из желающих выступить. Поэтому в американском конгрессе депутатам нет необходимости штурмовать трибуну, выстраиваться в очереди у микрофонов, игнорируя призывы председательствующего соблюдать порядок. Это происходит потому, что каждый законодатель в рамках регламента имеет неотъемлемое право на выступление, и его никто не вправе этого слова лишать.
- Но тогда должен существовать и определенный регламент для выступлений?
- Выступления конгрессменов занимают обычно 1, 3 и 5 минут. Иногда они просят до 30 минут. В целом же выступления законодателей всегда компактны и немногословны. Этому способствует то, что в специальный бюллетень стенографических отчетов "Конгрэшнл рекорд" заносятся не только произнесенные выступления и реплики, но и дополнительный материал, с которым законодатели считают нужным ознакомить своих коллег и общественность. В "Конгрэшнл рекорд" публикуются доклады и мнения экспертов по вопросам государственной политики, письма избирателей, газетные статьи. Тем самым законодатели избавляются от необходимости зачитывать эти материалы и отнимать у присутствующих в зале драгоценное время.
- А если кто-то из конгрессменов пожелает сделать программное заявление и в полчаса ему уложиться не удается?
- В целом в конгрессе время выступления каким-то специальным положением не ограничено. Поэтому, естественно, возникает угроза бесконечного обсуждения одного вопроса и превращения дебатов в "парламентскую говорильню". Однако предусмотрены и некоторые способы ограничения затянувшихся дебатов. Например, в палате представителей можно выступать не более часа. Для продления выступления необходимо наличие "всеобщего согласия", т. е. чтобы ни один ид присутствующих не возражал против этого. А это маловероятно, так как все 435 членов палаты представителей никогда не согласятся на столь длительное выступление одного из своих коллег.
- А бывают ли в американском конгрессе случаи, когда законодателю, упорно не желающему покидать трибуну при выступлении, отключают микрофон?
- Таких случаев в практике высшего законодательного органа США нет. Вполне достаточно предупреждения председательствующего, и конгрессмен понимает, что ему надо "закругляться".
- Во время работы Съезда народных депутатов часто возникали конфликты между представителями союзных и автономных республик, кому и в какой последовательности выступать. В США в конгрессе заседают представители 50 штатов, что наверняка тоже создает определенные трудности с очередностью выступлений...
- Конфликтов, подобных происходившим на нашем Съезде между представителями различных республик и краев, в американском конгрессе не существует. Дело в том, что основные вопросы там решаются не на общих пленарных заседаниях, а во время слушаний в комитетах и подкомитетах конгресса, где выступают представители всех штатов. Таким образом, центр тяжести парламентских дебатов переносится в законодательные органы, сходные по своим функциям с нашими комиссиями и комитетами.
- Каковы основные обязанности председательствующего в американском конгрессе и кто им может быть назначен?
- В сенате председательствующим является его президент, функции которого по конституции выполняет вице-президент США. В его отсутствие заседание ведет временный президент сената, избираемый из числа сенаторов.
Полномочия председательствующих в конгрессе ограничены предоставлением слова выступающим, соблюдением повестки дня и регламента. Председательствующие не могут от казать кому-либо из законодателей в праве на выступление, а также комментировать речи членов конгресса и оказывать давление на ход обсуждения. В то же время от них зависит составление повестки дня, очередность обсуждения законопроектов, а также назначения законодателей в различные комитеты конгресса.
- Во время Съезда народных депутатов СССР ряд наших парламентариев довольно резко отзывался о некоторых из своих коллег, сидящих в зале. Существуют ли какие-то нормы парламентской этики, соблюдение которых обязательно для конгрессменов?
- Какого-то "кодекса поведения" для конгрессменов в США не существует, но есть определенные нормы приличия, соблюдение которых обязательно для всех. Члены конгресса, обращаясь друг к другу, говорят "мой коллега из штата...", "джентльмен от штата...". "мой друг, господин...". При этом пример парламентской учтивости обычно подают партийные лидеры. Так, лидер демократов обращается к своему оппоненту всегда со словами: "Высокочтимый лидер республиканцев..."
Такая этика парламентских выступлений свидетельствует о высокой политической культуре, выработанной в конгрессе США за 200 лет его существования. В то же время среди американских законодателей есть, естественно, и очень темпераментные люди, с трудом приспосабливающиеся к нормам парламентского поведения. Однако они понимают, что чрезмерные эмоции, взаимные обвинения, грубость лишь накаляют атмосферу заседаний и серьезно затрудняют их работу.
К тому же законодатели от дают себе отчет в том, что сегодняшние политические противники и конгрессе могут завтра стать уже союзниками в ходе дебатов по другим вопросам Поэтому соблюдение норм парламентской этики создает почву для достижения разумных компромиссов, без которых не возможна успешная законодательная деятельность.
Беседу вел Ю. СИГОВ
Смотрите также:
- На повестке дня - демократизация законодательного процесса. Трудный путь к новым законам →
- ВСЯ ВЛАСТЬ - СОВЕТАМ. Народ сегодня смотрит пристально →
- ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ (часть 2) →