Проблемы перестройки КПСС... Сегодня они в центре внимания всей нашей общественности. "Нам нужна новая, радикально обновленная партия", - сказал М. С. Горбачев на собрании партийного актива Литвы 13 января. Развитие этого процесса горячо обсуждается в партийных организациях. О мнениях коммунистов - членов Московского партийного клуба рассказывает один из его руководителей кандидат философских наук В. ЛЫСЕНКО.
Московский партийный клуб - это неформальное, самодеятельное объединение коммунистов, озабоченных кризисным положением партии и выступающих за радикальную демократическую реформу КПСС. На сегодняшний день в клубе состоят свыше 120 коммунистов из Москвы и Московской области. Среди членов клуба преобладает инженерно-техническая интеллигенция, немало рабочих, преподавателей вузов, военнослужащих. В клубе работают программная, политическая, уставная, социологическая, организационная секции, секция по подготовке к выборам, секции по изучению социал-демократического и коммунистического опыта.
Мы базируем свою работу на основе Устава КПСС и Временного положения о клубе. Усилиями его членов подготовлена платформа клуба к XXVIII съезду КПСС, Экономическая программа выхода из кризиса, проект нового Устава партии. Инструкция о прямых выборах на партийный съезд и другие документы. Клуб поддерживает контакты более чем со 100 городами страны, во многих из которых уже созданы аналогичные партийные клубы.
Теоретические и политические позиции клуба изложены в его платформе. Мы исходим из того, что не только наше общество, но и сама партия находятся в глубоком кризисе. Этот кризис возник не сегодня, его корни уходят в послеоктябрьскую историю, когда большевистская партия, став правящей, сначала ликвидировала политический плюрализм в стране, а затем он был ликвидирован и в самой партии. В результате чего в 30-е годы партия срослась с государством, монополизировав власть, собственность, идеологию, став ядром административно-командной, тоталитарной системы.
Нам представляется, что такая антидемократическая модель партии пришла в несоответствие с потребностями обновления нашего общества. В условиях все большего отставания демократизации в партии от демократизации в обществе КПСС превращается в тормоз перестроечных процессов. О тревожной тенденции падения авторитета и влияния партии в массах свидетельствуют последние опросы общественного мнения, о которых сообщалось в печати.
В связи с этим, по мнению Московского партийного клуба, на современном этапе необходимо не улучшение и совершенствование партийных структур и отношений, а коренная реформа партии, предполагающая переход от старой модели к современной демократической модели партии парламентского типа, действующей в условиях многопартийной системы. Коренным образом должно измениться и положение партии в обществе: из властной структуры, которая руководит всем и вся, КПСС должна превратиться в собственно политическую партию (как общественную организацию, массовое демократическое движение), которая базирует свое право на лидерство исключительно на своем собственном авторитете, и приобретает его исключительно на всеобщих парламентских выборах.
Наша концепция реформы КПСС включает в себя следующую систему преобразований.
В политической области: передачу всех властных полномочий от партии Советам в рамках концепции разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Отмена статьи 6 Конституции СССР и принятие Закона об общественных организациях, в котором должна быть гарантирована свобода создания политических организаций (в том числе партий) и их равноправие.
В идеологической области: реформу идеологии, которая предполагает отказ от догматического толкования марксизма и переход к концепции демократического социализма, базирующейся на приоритете общечеловеческих интересов, разнообразии форм собственности и рыночной экономике, принципах демократии, гуманизма, плюрализма, социальной справедливости, ненасилия, солидарности.
В организационной области: замена принципа демократического централизма общедемократическими принципами: выборности, гласности, отзыва не оправдавших доверия партийных руководителей, подчинения меньшинства большинству при гарантировании прав меньшинства (вплоть до свободы создания платформ и групп); внутрипартийного плюрализма (возможность создания горизонтальных структур, т. е. объединения коммунистов по целевому, функциональному, территориальному и другим интересам), широкой автономии партийных организаций (вплоть до перехода к федеративному принципу построения партии в соответствии с построением нашего государства). Мы предлагаем также введение прямых, альтернативных, по платформам выборов партийных секретарей и делегатов на все партийные форумы, включая предстоящий XXVIII съезд КПСС. Партклуб выступает за замену номенклатурной системы выборами и другими демократическими механизмами, с полной ликвидацией привилегий для выборного актива и аппарата.
Путь к реформе партии мы видим в широком демократическом движении снизу самих коммунистов, в создании различных горизонтальных структур (партклубов, межрегиональных объединении коммунистов, советов секретарей партийных организаций и т.п.).
По просьбе редакции статью В. Лысенко комментирует ректор МВПШ В. ШОСТАКОВСКИЙ.
Прежде всего о самом факте существования и деятельности Московского партийного клуба, других неформальных объединений коммунистов. Знаю, что отношение к ним неоднозначное, нередко крайне негативное. Можно услышать такие мнения: работа подобных объединений препятствует консолидации в партии; в острой политической ситуации ведет к распылению сил, к ненужным столкновениям, возникает порой даже вопрос: а кто это санкционировал?
Негативизм к неформальным структурам органично вплетается в явление более общего плана - неприятие, настороженность у части профессиональных партийных работников, да и рядовых коммунистов по отношению к дискуссиям в партии, паническая боязнь возникновения групп, платформ, а тем более фракций в КПСС. Аргумент все тот же: надо работать, а все остальное - говорильня, уводящая в сторону от серьезных дел. Но так ли это? Ведь на определенном этапе становления и развития нашей партии дискуссия правомерно рассматривалась как метод партийной работы, способный выявить весь потенциал идей в партии, оградить ее от серьезных ошибок, обеспечить более взвешенную, углубленную проработку ее стратегии и тактики. И то, что потом в партии утвердилось безмолвие и единомыслие (а точнее, одномыслие), что всякое инакомыслие преследовалось, и попытка вступить в дискуссию без санкции сверху была равнозначна самоубийству, все это во многом способствовало склеротическому окостенению, разрушению нормальных процессов жизнедеятельности в нашей политической организации.
Считаю, что возрождение дискуссий в партии в перестроечное время, в том числе и в результате активности неформальных структур, - явление принципиального, позитивного значения, важный рычаг обновления КПСС, возрождения ее как живого, творческого политического организма. С возникновением неформальных объединений в КПСС, в сущности, рождаются, разветвляются, укрепляются горизонтальные структуры в партии. А это необходимый, по моему мнению, компонент ее демократического переустройства.
Возникает, однако, вопрос: так ли это важно, не лучше ли сосредоточиться на оптимизации традиционных структур?
Ответ на него возможен лишь на основе трезвой и честной оценки состояния самой КПСС. И тут недостаточно лишь констатации кризисного состояния партии, отставания процессов ее обновления от демократических преобразований в обществе.
Думаю, что следует посмотреть, соответствует ли сегодняшнее состояние КПСС представлениям о союзе единомышленников, как они утверждались в Манифесте Коммунистической партии, практике Союза коммунистов, российской социал-демократии и ее большевистского крыла?
Не вдаваясь в анализ причин, хочу подчеркнуть, что, по моему мнению, в 20-е годы в партии произошел глубокий разрыв с собственно марксистско-ленинской традицией видения ее внутреннего состояния, ее отношения к государству и обществу. Партия перешла к жесткой иерархической модели, при реализации которой мало что осталось от изначальной идеологии самой этой организации. Как политическая организация нового типа, партия стала утрачивать свои функции. С годами фактически были разрушены такие ее фундаментальные ценности, как равенство коммунистов, свобода обсуждений и критики, выборность, подотчетность и сменяемость руководителей. Во внутрипартийных отношениях утвердилась власть меньшинства, власть даже не выборных структур, а руководящих групп. Рядовому коммунисту отводилась, в сущности, роль безгласного исполнителя чужой воли. Все это в значительной мере живет и поныне. Вот почему, по моему мнению, стратегический путь обновления КПСС - утверждение власти партийной массы. Именно на это должен быть нацелен комплекс демократических механизмов и процедур, норм нового Устава КПСС.
Однако, каким бы прекрасным ни был Устав, решающую роль в преобразованиях партии должна сыграть созидательная энергия партийной массы, ее активность, интеллектуальный потенциал.
В этой связи я и вижу важнейшую миссию горизонтальных структур и как своеобразного баланса "вертикали", и как - а это главное - источника новых идей, творческих инициатив, конструктивного оппонирования, которые по тем или иным причинам не получают возможности проявиться в традиционных структурах.
В этой связи, думаю, что работа неформальных объединений коммунистов была бы весьма полезна на стадии подготовки XXVIII съезда КПСС для выявления всей совокупности взглядов в партии. Как, впрочем, и для поиска продуктивных путей реализации его решений.
Сказанное выше вовсе не означает, что я солидарен со всеми положениями платформы Московского партийного клуба, в которой, кстати, содержится немало общепризнанных положений, не раз высказываемых нынешними партийными руководителями. К примеру, не разделяю взгляд на партию как традиционную политическую организацию власти, т. е. партию парламентского типа. Исходя из политических реалий, полагаю, что КПСС может, демократически перестраивая себя, развиваться как партия авангардного типа. Быть политическим лидером всех слоев трудящихся, выступающих за построение у нас гуманно демократического, самоуправленческого социализма. Это вовсе не исключает политического плюрализма.
Но как политический авангард, обновленная КПСС могла бы н. уверен, будет играть исключительную роль в процессах дальнейшего структурирования и насыщения богатым содержанием жизнедеятельности гражданского общества, его взаимодействия с государственными структурами. Для этого необходимо утвердить в КПСС власть партийной массы, полную гласность, открытость для конструктивного диалога и критики, высокую самостоятельность партийных организаций, открыть широкий простор для инициативы и политического творчества коммунистов. Словом, надо провести глубокие демократические преобразования как системы внутрипартийных отношений, так и всей совокупности отношений партии и государства, партии и общества.
Смотрите также:
- ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЯ. Чем обусловлена руководящая роль Коммунистической партии в советском обществе →
- ФАКТЫ ПРОТИВ ДОМЫСЛОВ. Верность принципу демократического централизма →
- Ленинская концепция социализма →