Во-первых, что такое хорошо? Занимая 60 - 70-е место в мире по потреблению на душу населения, мы считали, что живем хорошо. Возврат к благосостоянию застойного периода - это одно, подтягивание хотя бы до уровня передовых развивающихся стран - это совсем другое. Во- вторых, нужна ли нам валюта для хорошей жизни вообще, а если да, то сколько? Над этими вопросами размышляет кандидат экономических наук Б. СЕРГЕЕВ.
ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЗАСТОЯ
В 70-х начале 80-х годов в результате роста мировых цен на энергоносители над страной пролился буквально золотой ливень нефтедолларов: доходы от реализации нефти и нефтепродуктов за 10 лет составили астрономическую сумму - 176 млрд. долл. ("Известия", 25 ноября 1988 г.). Если "безграмотные бедуины" в эмиратах вкладывали их для обеспечения достойной жизни, создавали оазисы и сверхсовременные производства, то мы - в зерно, мясо, другое продовольствие. Об экономическом эффекте "дешевой валюты" написано достаточно. Это и долгострой, и истощенные месторождения, и погубленная природа. Но вот о чем говорят меньше, так это о социально-политических последствиях. Нефтедоллары вместе с кредитами стали той питательной средой, на которой росла плесень застоя. Именно в этот период страну "посадили на иглу" наркотического зернового импорта. С 1971 по 1985 г. он возрос в 20 раз. Закупки мяса - в 5 раз. На зерно приходилось порядка 15 -17% стоимости импорта из западных стран.
Поэтому нельзя согласиться с экономистами, как советскими, так и зарубежными, предлагающими привлечь необходимые средства на Западе, закрыть ими дыры в нашем бюджете, сбалансировать рынок.
ДОГИ НАШИ
По западным оценкам, внешняя задолженность СССР в конвертируемой валюте возросла с 1,8 млрд. долл. в 1971 г. до 48 млрд. долл. в 1989 г. А по данным, приведенным в журнале "Коммунист" О. Рыбаковым, наша задолженность капиталистическим государствам достигла уже 50 - 60 млрд. долл. Однако примерно половина этой суммы приходится на годы перестройки, как их окрестили западные банкиры-"займы Горбачева". Валюта поступает в тот же хозяйственный механизм, а потому и эффект тот же.
По-прежнему у нас на 4-5 млрд. руб. неустановленного импортного оборудования. (Только эта сумма могла бы дать товаров больше, чем предусмотрено программой чрезвычайных мер правительства.) Построенные иностранными компаниями "под ключ" обувные заводы с самым современным оборудованием работают на 40-70% своей мощности из-за отсутствия кадров. Аналогичная ситуация в швейной промышленности.
Стремление поправить дело до выборов обернулось очередным конфузом, значение которого можно сравнить лишь с антиалкогольной кампанией. В то самое время, когда надо было вывозить собственный урожай, под лозунги "Даешь!" пошли поставки зерна в счет кредитов. К зерну добавились стиральные порошки, товары ширпотреба. Все это затоваривалось в портах, гнило, создавало заторы на дорогах. В результате и чужого не довезли, и свое попортили изрядно. Успей аппарат организовать закупку и доставку, и, возможно, результаты выборов были бы иными.
КОМУ ТРАТИТЬ ВАЛЮТУ
Валюта должна доставаться тем, кто ее зарабатывает и эффективно использует - работнику, предприятию, органу власти. А обеспечить это может только новый хозяйственный механизм.
Сейчас эйфория, связанная с предоставлением нам кредитов, объем которых колеблется от 100 до 500 млн. долл., поубавилась. В результате наш кредитный рейтинг за последние недели упал так, как не опускался никогда.
Чтобы выскочить из кризиса, нам необходимо определиться, что же мы хотим от внешних связей. В правительственной программе внешнеэкономическим связям было уделено лишь 20 строк многостраничного доклада второму Съезду. Получается, что им опять отводится задача залатывать дыры. Отсюда эта чехарда, которая творится сейчас в этой сфере. Уже непонятно, что можно вывозить, а что нет? Список запретов растет как лавина. Утром центральные газеты громят фактически государственную организацию "АНТ" за продажу танков, а вечером по ЦТ член Политбюро Л. Зайков на оборонном заводе дает советы продавать за рубеж двигатели к военным самолетам вместе с военными самолетами. Где логика? То же самое происходит с автомобилями, металлоломом. Парадокс - лицензию на вывоз лома дает министерство, которое должно его собирать и перерабатывать. Его интересы естественны. А сколько лома гниет на свалках вдоль дорог, на берегах рек, у таежных буровых, да мало ли где еще".
ЗАГЛЯНЕМ В "ЗАКРОМА"?
Необходимо срочно выработать и принять в Верховном Совете стратегию внешних связей, наметить основные приоритеты включения в мировое хозяйство.
У нас есть признанные в мире сырьевые заделы. Как писала "Вашингтон пост", ссылаясь на доклад национальной академии технических наук США, русские ушли вперед в области синтеза высокочастотных твердых тел, композитных материалов, редкоземельных элементов. Внимание специалистов привлекает технология изготовления современных керамических материалов методом контролируемого взрыва. По их мнению, здесь СССР значительно опережает США. Советская технология по использованию лазеров для обработки компьютерных микросхем с успехом применяется в США, так же как и новейшие методы сварки в промышленности. В целом же спектр достаточно широк - от цитологии до электроники, от использования ультразвука в медицине до химического катализа.
Самый быстрый вход на рынок - это уход с него. Проще добиться сокращения импорта зерна, мяса, других товаров, которые мы обязаны производить сами, чем в той же степени увеличить экспорт готовых изделий. Нужно срочно выработать нормальное законодательство в отношении совместных предприятий и прекратить чехарду с законами.
Пора решать, будет ли и дальше проводиться политика обесценения рубля за счет внедрения в оборот иностранной валюты (так ведь и в трамвае скоро будем ездить только за центы и шиллинги), либо будет осуществляться программа его укрепления, как это сделано, например, в Венгрии.
Понятно, что для перечисленных и других мер нужно время. Изменение положения необходимо в самые короткие сроки. Как известно, недостатки являются продолжением достоинств, но может быть и наоборот. Наша многолетняя бесхозяйственность накопила столь значительные отходы, что, только реализуя их на валюту, мы могли бы безбедно жить не один год.
Официально стоимость сверхнормативных запасов на предприятиях оценивается в 200 - 240 млрд. руб. (это при наших завышенных нормативах). Цифры складских запасов вдвое больше. Это половина ВНП страны. Очевидно, есть еще и стратегические, ставшие излишними с ходом разрядки. Сколько их в закромах оборонных отраслей Министерства обороны?!
Считаю, что если отходы промышленности и сельского хозяйства сверх нормативных запасов не используются в течение 12 лет, их следует экспортировать. Согласитесь, лучше продавать отходы, чем золото, или брать кредиты. И если ведомство, отказавшее в выдаче соответствующих лицензий, не сможет в указанный срок утилизировать соответствующие отходы, оно должно нести материальную ответственность за ущерб.
Смотрите также:
- Советские кредиты развивающимся странам, по данным журнала "Экономист", составляют 60 млрд. долл. Помогать, но по средствам →
- НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. Государственный план. Предусмотреть основное →
- ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ (04.11.1988) →