Долгое время Испания считалась одним из самых милитаризованных государств в Европе. В годы правления Франко армия полностью контролировала экономические и политические структуры испанского общества. О том, какую роль играют вооруженные силы этой страны в процессе демократических преобразований, рассказывает представитель Испании в подкомитете НАТО по вопросам будущего вооруженных сил Р. ЭСТРЕЛЬЯ ПЕДРОЛА.
- ДО УСТАНОВЛЕНИЯ демократии в нашей стране не существовало единого министерства обороны. Все вооруженные силы подчинялись командующим трех родов войск - сухопутных, военно-воздушных и военно-морских. При Франко, который носил звание генералиссимуса, командный состав испанской армии превосходил по численности рядовой, а генералов было больше, чем предназначенных для них должностей.
- С чего начинался процесс демократизации в испанской армии после десятилетий диктатуры?
- Прежде всего было решено, что армия в обществе должна заниматься безопасностью страны, а не политикой. Еще Клемансо в свое время сказал: "Военным нельзя позволять заниматься политикой. Слишком уж это серьезная вещь". Из вооруженных сил были уволены многие старшие офицеры "профранкистской" ориентации, начался общий процесс сокращения армии.
- Во многих западных странах глава военного ведомства - гражданское лицо. Считаете ли вы, что это является одним из основных условий деполитизации армии?
- В Испании после прихода к власти социалистов было заявлено, что испанские вооруженные силы будут выполнять приказы любого правительства, избранного народом. С 1982 г. министром обороны страны является Нарсис Серра, человек сугубо гражданский, имеющий высшее экономическое образование. Раньше он был алькальдом (мэром) Барселоны. То, что Н. Серра не является военным, дает ему возможность занимать независимую позицию по вопросу сокращения вооруженных сил страны.
- Не боятся ли социалисты, что армия, недовольная своим "деполитизированным" положением в обществе, сможет совершить государственный переворот?
- В принципе, такая угроза не лишена оснований, что показали выступления реакционных офицеров в 1981 г. Однако здесь все зависит от взаимоотношений руководства армии и государства. Испанская армия по своей сути довольно консервативна, но она традиционно верна правительству. Поэтому маловероятно, чтобы генералы выступили против демократических институтов в стране.
И еще одна деталь. У вас сейчас звучат требования сократить количество генералов в Советской Армии. Но сокращать, на мой взгляд, надо не генералов, а генеральские должности, непомерно раздутые армейские структуры, которые, как и у нас во времена Франко, порождают преобладание количества начальников над подчиненными. В Испании после смерти диктатора были уволены из армии десятки генералов. Но все они получили пенсии, равные по величине последней зарплате, и ряд льгот. Поэтому они "ушли" спокойно и не мешали осуществлению демократических преобразований.
- А по какому принципу формируются вооруженные силы в Испании?
- Основа комплектования нашей армии - всеобщая воинская повинность. Раньше срок службы в сухопутных войсках и в авиации составлял для рядовых 14 месяцев, а на флоте - 18 месяцев. Сейчас во всех родах войск он равен 12 месяцам, а с будущего года, как и обещали на выборах социалисты, этот срок будет сокращен до 9 месяцев.
Есть у нас и контрактная форма службы - подразделения "добровольцев - профессионалов". Срок службы здесь по договору - 3 года, причем на третьем году службы зарплата военнослужащего достигает довольно приличной суммы. Недавно принято решение о прохождении рядовыми испанской армии службы непосредственно на территории той провинции, где они проживали ранее. Исключением являются лишь две испанские территории в Африке - Сеута и Мелилья, где количество рекрутов меньше, чем вакансий в войсках.
- Сколько зарабатывают испанские военнослужащие по сравнению с представителями других профессий?
- Рядовой зарабатывает немного, примерно в размере месячного пособия по безработице. Сержанта по зарплате можно приравнять к преподавателю в школе, офицера - к профессору в вузе, а генерал получает наравне с членом сената.
- Могут ли солдаты и офицеры в Испании состоять в каких-либо политических партиях?
- Офицер не может быть членом ни одной из существующих в стране политических партий. Если он решит заняться политикой, то должен немедленно уволиться из армии. Соответственно у нас нет военных депутатов и военных - делегатов партийных съездов.
Отсутствует в армии Испании и институт политических работников. Мы считаем, что воспитание солдат должно быть не партийным, а конституционным - верность народу, правительству, королю (но не политическим партиям!). Что касается рядовых, призываемых на действительную военную службу, то они могут состоять в любой политической партии, но им запрещено пропагандировать их идеи в казармах.
- Согласно военной доктрине Испании, одним из ее потенциальных противников является Советский Союз. Не собираются ли испанские руководители пересмотреть это, вне всякого сомнения, абсурдное положение?
- Действительно, вероятность угрозы нападения на Испанию со стороны СССР и стран Восточной Европы практически равна нулю. Поэтому нам не только надо было бы изменить положение о "потенциальных военных противниках", но перенести упор на политическое сотрудничество прежде всего со странами ОВД и в районе Средиземноморья.
- В связи с последними событиями, происходящими в Европе, не считаете ли вы, что НАТО и Организация Варшавского Договора будут в ближайшее время распущены?
- В течение "переходного периода" (а он может продлиться 8 - 10 лет) НАТО и ОВД, видимо, сохранятся. Но при этом резко ослабнет военная направленность деятельности двух союзов, и, напротив, возрастет их политическое сотрудничество. Долгие годы мы считали, что раз есть "белое" - должно быть и "черное", раз есть НАТО - должна быть и ОВД. А ведь на самом деле все мы живем в настолько маленьком и беззащитном мире, что всем нам надо не соперничать, а сотрудничать.
Смотрите также:
- РОССИЙСКИЕ ОФИЦЕРЫ БУДУТ ПОЛУЧАТЬ ОТ 5200 ДО 12 ТЫС. РУБЛЕЙ. "Позиция силы лучше позиции слабости" →
- СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС. Офицеры - за армию нового типа →
- ВОЕННАЯ РЕФОРМА. Лишние - 700 генералов →