О том, как в Австрии строятся отношения между "центром" и федеральными землями, в беседе с корреспондентом "АиФ" Ю. СИГОВЫМ рассказывает вице-канцлер Австрийской Республики Йозеф РИГЛЕР.
- Главным преимуществом федеративной структуры является то, что она гарантирует автономию земель. Землям предоставляется возможность самостоятельного управления. При этом должен осуществляться принцип так называемой субсидиарности, согласно которому в компетенции земель остаются те вопросы, решение которых по силам самим местным властям. Благодаря федеративной структуре государства осуществляется вертикальное разделение властей, которое расширяет свободу граждан.
- Все ли австрийские земли добровольно вошли в состав республики и все ли они подписали конституцию страны?
- Земли заявили о своем присоединении к созданной Австрийской Республике в 1918 г. Тем самым они выразили свое право не только на автономию, но и на государственность. В восстановлении Австрийской Республики в 1945 г. важную роль сыграли земельные конференции, в которых приняли участие руководители всех земель. Они выступили за единство республики, которое было поставлено под угрозу учреждением оккупационных зон четырьмя союзными державами. Таким образом, можно сказать, что восстановление Австрийской Республики в 1945 г. было достигнуто совместной волей центрального правительства и земель.
И еще. Ни одна из земель не подписывала австрийскую Федеральную конституцию. Однако земли участвовали в ее создании, а структура республиканского строя обсуждалась представителями как центрального правительства, так и земельных.
- Являются ли законы, действующие на территориях австрийских земель, преобладающими над общенациональными?
- Согласно принципам, заложенным в австрийской конституции, предусматривается разделение функций между федерацией и землями. Как земельные, так и федеративные законы сосуществуют в Австрии равноправно. Поскольку компетенции между федерацией и землями согласно конституции строго разделены, земельный закон не может регулировать общенациональный закон и наоборот. В случае, если федеральный или земельный закон входит в противоречие с конституцией, он может быть отменен конституционным судом Австрии.
- А могут ли отдельные земли Австрии заключать политические и экономические договоры с иностранными государствами?
- Могут, причем без каких-либо ограничений. Согласно Федеральной конституции Австрии, земли могут заключать государственные договоры с прилегающими к Австрии странами или частями этих стран в вопросах, которые входят в сферу их самостоятельной деятельности. Перед тем как заключить государственный договор, глава земельного правительства должен обратиться к федеральному правительству за разрешением.
Следует добавить, что по требованию федерального правительства земля обязана расторгнуть заключенные государственные договоры. В случае, если земля не выполнит это распоряжение, вся компетенция по этому договору переходит к федерации.
- Имеет ли право центральное правительство Австрийской Республики прекратить поставки сырья или каких-нибудь товаров в землю, которая проводит политику, не устраивающую "центр"?
- Подобная мера федерального правительства в случае ее осуществления противоречила бы конституции страны. В соответствии со статьей 4 Федеральной конституции территория австрийского государства образует единый валютный, экономический и таможенный район. Внутри территории федеративного государства нельзя создавать ни отдельных зон таможенного обложения, ни других ограничений. Прекращение поставок сырья или каких-нибудь других товаров в определенную землю означало бы создание "иного ограничения сообщения" и согласно статье 4 Федеральной конституции должно рассматриваться как противоречащий ей акт федерального правительства.
- Каковы были бы действия федерального правительства Австрии, если бы какая-либо из ее земель объявила себя независимой?
- Таких случаев за всю историю Австрии не было. Если все же представить себе, что какая-либо из федеральных земель объявила бы себя независимой в рамках республики, федеральное правительство обязано было бы вступить в переговоры с этой землей. Оно должно выяснить, по каким причинам земля объявила себя независимой, и постараться, по возможности, устранить условия, которые привели к этому шагу для сохранения единства республики.
Если и после этих шагов не удалось бы сохранить единство государства, то по моему мнению, федеральное правительство должно было бы признать независимость этой земли, поскольку уже сам факт учреждения Австрийской Республики в 1918 г опирался на идею уважения права народов на самоопределение.
Смотрите также:
- Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики →
- ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. О референдумах в Польше →
- Подрывные "голоса" и международное право →