ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ С 1 ОКТЯБРЯ 1990 Г. 500 дней: реальность или иллюзия?

   
   

Слышали о программе "500 дней" - так что же это такое? Чья это программа? А что за программа "400 дней"? Не будет ли это похоже на те "10 дней, которые потрясли мир"?

И. Яснов, Уфа, Е. Пуговичкина, Смоленская область.

Как нам известно, программу жесткого перехода к рынку, расписанную по дням, в первоначальном варианте создали молодые ученые А. Михайлов (Институт Госкомцен СССР), М. Задорнов (Институт экономики АН СССР). Затем "опекал", совершенствовал эту работу зав. сводным отделом экономической реформы Госкомиссии Совмина СССР по экономической реформе Г. Явлинский (ныне зам. предсовмина РСФСР). Она предназначалась Президенту для ускорения экономических преобразований в стране. Программа называлась "400 дней".

А теперь слово специалистам.

В ВЕРХОВНОМ СОВЕТЕ РСФСР при обсуждении кандидатуры главы правительства один из претендентов - М. Бочаров - распространял документ "О программе перехода к рыночной экономике. Программа-минимум - мандат доверия на 500 дней". Но эту программу нельзя называть "российской" (как это делают "Известия", "Коммерсант" и другие издания), так как она была отвергнута при голосовании.

Следует подчеркнуть, что сегодня никто из разработчиков программы развития экономической реформы для России (а таких вариантов предложено уже несколько) не вправе называть свой вариант "российским". Лишь сессия Верховного Совета РСФСР сможет закрепить окончательный приоритет того или иного сценария.

Что же касается договоренности между М. Горбачевым и Б. Ельциным, Н. Рыжковым и И. Силаевым о выработке общей программы экономических преобразований, то, на наш взгляд, утверждать, что в основу совместной работы будет положена программа "500 дней", пока преждевременно.

Если же разбирать "500 дней" по существу, то программа акцентирует внимание на решительном разрушении действующего хозяйственного механизма, но не содержит конструктивных предложений по формированию новых экономических отношений. Авторы полагаются на то, что рыночные связи появятся автоматически, как только будут уничтожены административные структуры, управления хозяйством.

Действительно, теоретически при этом возникнет рыночная экономика. Но на практике такой вариант реформы разорвет и без того ослабленные хозяйственные связи, вызовет массовые остановки производства, структурный кризис и социально-политический шок.

Единовременная отмена дотаций (предусмотренная на 30-й и 50-й день) в условиях, когда лишь они поддерживают "на плаву" тысячи предприятий с миллионами работников, приведет к тому, что уже через две недели им нечем будет платить зарплату. Это немедленно подорвет доверие к новому руководству России. Ведь на российском съезде мандат доверия был получен как раз теми, кто обещал защитить людей от посягательств на их жизненный уровень и других социально-экономических неурядиц.

В возникшем хаосе будут утеряны последние рычаги государственного влияния на развитие экономики и страны в целом, а значит, в дальнейшем никакая разумная программа реформы уже не сможет быть реализована. Хозяйственные процессы окончательно станут стихийными, неизбежно падение жизненного уровня.

Какое бы правительство ни оказалось после этого у власти, главной его заботой станет не процветание, а всего лишь физическое выживание граждан. Но при распаде финансовой системы, развале производства единственным способом обеспечить это будет опять-таки административное насилие - внеэкономическое принуждение производителей, реквизиции товаров, нормирование потребления и т. д. Сама возможность помышлять о возрождении экономики будет утрачена на многие годы.

В программе "500 дней" привлекает попытка расписать по дням весь ход предстоящих преобразований. Но насколько результативен подобный подход? Переход к рынку - масштабный экономический переворот, полная трансформация основных социально- экономических характеристик. В этой ситуации нельзя "обсчитать" заранее всю траекторию, ведущую к рынку. Гораздо реалистичнее было бы описать лишь первые несколько шагов, сформировать основные механизмы движения и по мере реализации реформы уточнять и дополнять выбранную программу.

Характерно, что и среди сторонников "500 дней", по-видимому, нет полного единства. В еженедельнике "Деловой мир" от 31.07.90 г. опубликована концепция ускоренного перехода к рынку "400 дней", подписанная Г. Явлинским, А. Михайловым, М. Задорновым, которая текстуально почти целиком совпадает с программой, распространявшейся М. Бочаровым, но требует для своей реализации на 100 дней меньше.

Еще одна экономическая иллюзия - возможность широкой приватизации в обстановке политической нестабильности и почти полного отсутствия рыночных элементов. Захотят ли граждане покупать государственную собственность? Как, когда рынка нет еще, а централизованного снабжения - уже, организовать производство на приобретенном предприятии? Как без рынка определить цены ресторанов, магазинов, заводов, аренды земли и избежать массовых злоупотреблений?

Необходимо не провозглашение решительных, но социально взрывоопасных программ, а конструктивная процедура формирования рынка, безболезненного введения новых и вытеснения старых хозяйственных отношений.

А. ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН, аспирант; П. МЕДВЕДЕВ, народный депутат РСФСР; И. НИТ, доктора экономических наук; И. ХАРЛАНОВ, экономист, депутат райсовета г. Москвы; Л. ФРЕЙНКМАН, кандидат экономических наук.

В этом номере мы публикуем сокращенный вариант первого этапа программы "500 дней" для того чтобы читатели сами могли оценить ее достоинства и недостатки.

Сто дней из пятисот

Программа "500 дней" направлена на достижение следующих целей:

1. макроэкономическая сбалансированность;

2. создание регулируемого рынка;

3. структурная перестройка экономики.

Программа предусматривает 4 относительно самостоятельных этапа, каждый из которых отличается целевой установкой и масштабностью изменений.

1-й этап - подготовительный - 100 дней.

С 1-го по 100-й день проводится ревизия (оценка) национального богатства по основным его видам:

экспертная оценка стоимости основных производственных фондов;

оценка стоимости непроизводственных основных фондов, и в первую очередь - жилого фонда (с дифференциацией по степени благоустроенности и уровню износа);

инвентаризация незавершенного производственного строительства, стратегических запасов;

уточнения размеров внешнего и внутреннего государственного долга, объема и структуры денежной массы, кредитных ресурсов.

20-й - 50-й день - объявляется предстоящая отмена субсидий и дотаций предприятиям.

20-й день - начало процесса разгосударствления.

20-й день - начинается реализация мелких и средних предприятий таких отраслей, сфер народного хозяйства, как автомобильный транспорт: розничная и мелкооптовая торговля; бытовое обслуживание населения (туризм, гостиничное хозяйство и др.); общественное питание; подрядные строительные организации; убыточные хозяйства; пищевая, легкая промышленность и другие.

30-й день - разворачивается реализация неустановленного оборудования со складов производственных строек, предназначенных к консервации.

С 20 - 40-го дня начинается продажа основных и оборотных фондов (земли колхозов и совхозов - банкротов), а с 50-го дня реформы - свободная реализация акций крупными предприятиями ряда отраслей экономики.

10-й - 100-й день - осуществляется налоговая реформа, предусматривающая единые ставки налогообложения прибыли юридических лиц с использованием антиинфляционных и антимонопольных вариантов, прогрессивное налогообложение доходов граждан, налогообложение имущества, находящегося в личной собственности (сверх определенного уровня); увеличение ставок земельного налога, налога на наследство и дарение, жесткие санкции за уклонение от уплаты налогов.

30-й - 50-й день - отменяются субсидии и дотации убыточным предприятиям, в том числе колхозам и совхозам.

Для законодательного обеспечения первых этапов реформы в течение 100 дней принимается единый пакет законодательных актов, среди них: закон о банках, закон об акционерных компаниях, закон о предпринимательстве и др.

Для организационного обеспечения следующих этапов программы необходимо:

создание институционной системы оценки и приватизации госсобственности, в первую очередь земельного фонда и жилищного фонда;

организация фондовой биржи;

   
   

реорганизация всей системы профессионального обучения и переподготовки;

приглашение зарубежных специалистов для экспертизы;

создание службы контроля и прогнозирования социально-экономических процессов.

На этом подготовительном этапе начинается работа по обеспечению минимума социальной защищенности всех граждан: минимальный потребительский бюджет, карточная система на товары первой необходимости, фонд трудоустройства и помощи по безработице, индексация доходов.

Наконец, в первые 30 дней начинаются переговоры с Западом о получении льготных кредитов, субсидий, об отсрочке платежей.

Смотрите также: