ЛЕХ ВАЛЕНСА - КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ ПОЛЬШИ. Политик волею судьбы

   
   

Нобелевский лауреат, почетный доктор Кембриджа, "человек года" по результатам опросов крупнейших журналов и газет мира, кандидат на пост президента Польши и при этом... обыкновенный рабочий. Его имя - ЛЕХ ВАЛЕНСА.

ОН РОДИЛСЯ в 1943 г. под городом Липно, в рабочей семье. Теперь ему уже пятый десяток, а лет тридцать назад он пережил состояние, когда душа остро чувствует несовершенство мира, когда человеку приходится делать выбор: приспособиться к жизни или попытаться ее изменить. Большинство выбирает первое, и тем достойнее решение рабочего паренька, шагнувшего в ряды бастующих рабочих.

В 1970 г., когда молодой электрик Валенса был избран членом стачечного комитета, мирная рабочая демонстрация на Гданьской судоверфи была расстреляна властями, и он впервые увидел насилие и жестокость государства в самом неприкрытом виде. К тому времени Валенса стал квалифицированным рабочим и мог бы, по его словам, "неплохо устроиться в той жизни", но все же избрал другой путь. К моменту возникновения нелегальной организации под названием "Свободные профсоюзы Побережья", в которую Валенса вступил в 1978 г., у него все еще не было четкой программы действий, но необходимость покончить со сложившейся в Польше после второй мировой войны тоталитарной системой стала для него очевидной.

ВОЗДУХ СВОБОДЫ

Гданьск во многом сформировал Валенсу-вольнодумца. В послевоенном "вольном городе" идеи и мысли перемещались так же свободно, как товары из разных стран. Можно с уверенностью сказать, что электрик Валенса никогда не стал бы политиком, если бы не было в Польше оппозиционного издания "Вензи", Комитета общественной самообороны - Комитета обороны рабочих (КОС - КОР). Лидерами этих организаций были историки, филологи, социологи - сторонники демократических традиций в общественной жизни. Т. Мазовецкий, Б. Геремек, К. Модзелевский, Я. Куронь, А. Михник - эти и другие интеллектуалы в определенном смысле создавали Валенсу- политика, как бы "лепили" из него рабочего лидера.

В начале 70-х рабочим ничего не удалось добиться от властей. "Зачинщики" были наказаны, уволили и Леха. Он долго был безработным, а в сентябре 80-го вновь оказался в забастовочном комитете на той же Гданьской верфи. Тогда закладывались основы будущей "Солидарности". Стачки, аресты, митинги, подпольные типографии... Валенса заявлял: "Мы должны наводить порядок, не ниспровергать социализм... а создавать независимые самоуправляемые профсоюзы".

Именно такую форму организации людей в рабочих спецовках интуитивно наметил и сознательно строил Валенса, и когда в августе 1980 г. забастовщики добились разрешения правительства на создание независимого самоуправляемого профсоюза "Солидарность", имя Валенсы стало известно далеко за пределами верфи и страны.

СКАЧКА НА ДИКИХ КОНЯХ

Говоря о мотивах своей деятельности, Валенса всегда подчеркивал влияние на него католической церкви. Он глубоко верующий человек. Признанию Валенсы поляками, в большинстве своем верующими, несомненно, способствовала его набожность.

Христианская мораль - это прежде всего отвращение к насилию всякого рода, и Валенса много раз удерживал радикальное крыло своей организации от прямых столкновений с властями.

На первом съезде "Солидарности" в 1981 г. он говорил от имени умеренных: "Я должен ехать на лошадях, которых мне дали. А дали мне диких коней... Кое-кто предлагает сейчас же развалить Сейм, правительство, занять Гданьск, Гдыню и Сопот... Я не позволю этого сделать. Нас тогда легко разгонят. Вы этого хотите?".

Фактически он стремился включить "Солидарность" в политическую структуру Польши в качестве конструктивной оппозиции и надеялся сделать это путем переговоров. Учитывая реалии международной политики, Валенса понимал, что Польша, состоящая в Варшавском Договоре и СЭВе, имеющая "старшего брата" в лице тоталитарного Советского Союза, не имела тогда шансов на радикальные перемены. Но дальнейшие события сопровождались ростом политического экстремизма как со стороны правящей ПОРП, так и правого крыла "Солидарности". Предотвратить конфронтацию возбужденного народа с властями не удалось, и все закончилось введением военного положения 13 декабря 1981 г.

БЕЗ "ЗАБАСТОВОЧНОГО МАРАЗМА"

Становление Валенсы как политика не обошлось, однако, и без рискованных решений и ошибок. Например, он не раз был инициатором неоправданных забастовок, ввергавших страну в настоящий "забастовочный маразм". Однако, сбившись с курса, он умел подумать, прислушаться к своим советникам и вернуться на правильный путь. Если раньше Валенса призывал бойкотировать любые выборы, то после появления условий для участия в них оппозиции он признал, что бойкот не имеет теперь никакого смысла. Взвешивая возможности оппозиции, он также считал, что она не имеет достаточного понимания того, как руководить государством, поэтому опыт аппарата просто необходим, как и сотрудничество с ним. Говорил и о том, что в Москве, после нескольких выступлений в советской прессе, его уже не считают антисоветчиком.

Что касается стран Запада, то там к нему относятся с глубоким уважением. После второй мировой войны всего три политических деятеля, не возглавлявших государственные органы, удостоились чести выступить в американском конгрессе, и одним из них стал электрик Л. Валенса. По возвращении из поездки по США, Канаде и Венесуэле в ноябре 1989 г. он сказал, что американцы все же недопонимают, что в польских реформах есть и их косвенный интерес. Обманутые в своих ожиданиях поляки могут подняться до революционных действий, и если это случится, то весь восточный блок может охватить пожар революции, и трудно сказать, как это отразится на Западе.

В 1989 г. Валенса ездил в ФРГ, где стремился договориться с предпринимателями и политической элитой о помощи Польше. Уставший от чрезмерной осторожности немцев, он однажды не выдержал и "рубанул" по-простому: "Вы убеждены, что коммунистические побирушки хотят "раскрутить" Запад на 10 миллиардов. А я вам предлагаю хорошее дело для вас и для нас".

ИЗ ВОЖАКОВ - В ВОЖДИ?

Когда стало известно, что Валенса собирается выдвинуть свою кандидатуру на пост президента страны, это вызвало множество самых разных откликов - от поддержки до очень нелестных отзывов о нем. Орган "Солидарности" "Газета выборча" приводила настораживающие цитаты из читательских писем: "Он по природе своей руководитель авторитарный". "В случае общественных волнений Валенса, политик непредсказуемый, мог бы прибегнуть к силе".

В середине мая этого года в прессе появились сообщения, что Валенса, недовольный внутренней политикой Мазовецкого, склоняется теперь к концепции демократии как стихии, неуправляемого процесса деятельности личностей, но под контролем права и при свободном рынке идей и программ. Он называет это "мирной войной всех со всеми". Валенса по-прежнему ярый противник насилия, выступает за эволюционный переход общества "от социализма к капитализму".

Валенса не забыл и не простил того, чего прощать нельзя. На месте расстрела рабочих Гданьской судоверфи через десять лет установили монумент в память погибшим - как это и предсказывал много лет назад рабочий лидер Лех Валенса.

Смотрите также: