ПЕНИЕ ПОД ФОНОГРАММУ - ЭСТРАДА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ? ПОД "faneru"

   
   

"Ты не можешь петь? - спросила Мадонна одного из танцоров ее последнего шоу. - Все нормально. Множество людей, которые тоже не могут это делать, тем не менее выпускают пластинки".

Что ж, скандал с поп-дуэтом "Милли Ванилли" (который, как выяснилось, отплясывал под записанные даже не ими, а другими музыкантами песни) давал ей право шутить по поводу чужих проблем. Однако дотошные журналисты не дали Мадонне долго торжествовать. Некоторым давно казалось странным, что, несмотря на акробатические трюки на сцене, дыхание ее не прерывается, а голос неизменно остается ровным. Газета "Нью-Йорк таймс" провела расследование, которое показало, что "большая часть музыки на концертах певицы - от ритм-секции до основного вокала-запись".

ТАКИМ образом, зрителей явно вводят в заблуждение: с таким же успехом все могли бы сидеть дома и слушать пластинки или смотреть видеоролики, вместо того, чтобы платить большие деньги практически за то же самое.

Однако выяснилось, что все не так просто. Во-первых, собственно процесс обмана слушателей начинается еще во время записи: возможности современной звукозаписывающей техники позволяют с помощью реверберации, наложений, повторений и т. д. и безголосому запеть, как оперный певец. И естественно, что на концерте такое уже не воспроизвести. Тем более во время сложных танцевальных номеров, которыми, как правило, изобилуют шоу Мадонны, Полы Абдул, Джорджа Майкла, Шер, "Нью кидз он зе блок", Джанет Джексон и других. Многие западные музыканты и звукотехники в разговорах по поводу "фанеры" сейчас признают, что во время турне пленка используется поп- артистами на 75 - 100%, а на стадионных концертах запись составляет 25 и более процентов.

Даже такие суперзвезды, как "Аэросмит" и "Бон Джови", не гнушаются фонограммой. Более того, по словам вокалиста "Скид Роу" Себастьяна Баха, из хард-рок-групп "чистыми" являются лишь музыканты "Ганз н Роузиз" и "Металлика". А рок-музыкантов старого и нового поколения, которые принципиально работают только "вживую", остается все меньше и меньше. Далее. "Под "фанеру" не только поют, но и играют. И тут также возникают вопросы. Например, можно ли называть обманом слушателей замену духовых струнных инструментов синтезаторами? Или воспроизведение на концертах сложных инструментальных, да и вокальных партий, заложенных в память компьютеров, без которых исполнение композиции просто невозможно (можно вспомнить хотя бы знаменитую "Цыганскую рапсодию" группы "Куин")?

Так что же делать? Два законодателя из штата Нью-Джерси предложили такой выход: устроители шоу должны на концертных билетах и в рекламе обязательно извещать о том, что в концерте может быть целиком или частично использована фонограмма. Так было бы честнее. Но кто из исполнителей пойдет на собственное разоблачение? Если учесть, что поймать за руку "фанерщиков" чрезвычайно сложно (для этого необходимо после каждого концерта проверять твердые компьютерные диски звуковой системы - на этом, кстати, и попались "Милли Ванилли"), то это вполне может быть причиной того, что число таких "артистов" растет: из четырех участников недавнего турне, организованного Эм-ти-ви, только группа "Уоз (нот уоз)" выступала "вживую".

Времена меняются, и, как невесело заметил лидер этого коллектива, публика сегодня приходит на концерты скорее не слушать музыку, а просто поприсутствовать на шоу знаменитостей. Если это правда, то танцы под фонограмму вполне могут стать эстрадой завтрашнего дня. И в будущем некоторые смогут вполне обходиться тем, что будут отправлять в турне пластинки вместо себя самих.

Как бы то ни было, но "фанера" сегодня действительно не воспринимается как "смертный грех". Вот пример. В 1989 году на концерте, устроенном фирмой Си- би-эс, музыканты группы "Нью кидз он зе блок" по ошибке привезли запись инструментальных партий вместо вокальных. И после исполнения "мимо нот" нескольких композиций основной "певец" в панике покинул сцену. Еще несколько лет назад после такого "прокола" на этой группе был бы поставлен "крест", но сейчас, как и в случае с "Милли Ванилли", это почти не повлияло на их популярность. Так, может, и впрямь исполнительские и вокальные данные уже и не так важны, а главное - смазливые физиономии, спецэффекты и костюмы?

Хотелось бы узнать мнение читателей "АиФ" по этому поводу, тем более что отечественная поп-культура больна тем же: "фанерная эпидемия" захватила и нас, но об этом - в следующей статье.

Подготовил Н. СОЛДАТЕНКОВ.

Смотрите также: