Казалось бы, выборы мэра Москвы должны интересовать только ее жителей. Но первые прямые выборы главы исполнительной власти вскоре пройдут везде, и поэтому понятно внимание к столице. Г. Х. ПОПОВ целый год возглавлял Моссовет, сейчас он один из претендентов в мэры.
- В Моссовет вы, Гавриил Харитонович, въехали не на белом коне. Была большая работа в Межрегиональной депутатской группе, в "ДемРоссии". Вы были истинным лидером, даже кумиром для многих демократов. И вдруг около сотни депутатов Моссовета не поддерживают вашу кандидатуру на пост мэра, а около двух сотен выражают вам вотум недоверия как председателю. Это не большинство, но немало. Почему?
- Наша демократия досталась нам в наследство в виде Советов. Мы считали, что, победив в Советах, добьемся результатов. Но практика показала, что Совет не смог изменить свою природу - он остался тем, чем он и был все годы - декорацией. Мы тратим силы на бесконечные выступления у микрофонов, выяснения отношений. Созидательных итогов мало. Надо все-таки найти в себе смелость сказать, что не только ленинская теория экономики, но и его теория Советов - несостоятельны. Демократическая власть - это не "всесильные" Советы, а три вида властей: законодательная, судебная и исполнительная. И всех их должен выбирать народ.
Общая ситуация с Советами сказалась и на Моссовете. Группа "Москва" и примыкающие к ней считают, что партия должна по-прежнему руководить через Советы. Некоторые группы левых демократов опасаются сильной исполнительной власти, страшась, что она перерастет в диктатуру. Ряд депутатов не видит себя в законотворческой деятельности, Другие пришли в Моссовет, чтобы реализовать конкретные проекты. А это уже исполнительная деятельность. В итоге возникла оппозиция.
- И все же Моссовету за год удалось кое-что сделать?
- К сожалению, основным видом нашей деятельности было латание дыр и предотвращение кризисов: хлебного, табачного, овощного и т. д. А надо было заниматься устранением причин. Россия и страна в целом за этот год не могли составить совместный план преобразований из-за позиции Центра. Это не позволило начать настоящие преобразования и в Москве.
Но мы все-таки смогли впервые доказать, что в нашей стране можно жить без руководства КПСС. Нам предсказывали голод, холод, развал всего и вся. А мы прожили год: трудно, напряженно, но выстояли, обошлись тремя талонами - сахар, водка, табак - карточки не ввели.
Второе. Мы ввели выплату 70 рублей в месяц на каждого ребенка от 1,5 до 7 лет, не посещающего ясли или сад. Смогли мы поддержать и пенсионеров: на деньги, полученные от коммерческой торговли, подняли им пенсии сначала до 75, потом до 90, теперь - до 110 руб. Почти 10 тыс. га земли мы раздали москвичам под огороды, что как-то должно смягчить и продовольственную проблему. Наконец нам удалось остановить развал строительного комплекса, создать товарную биржу, разработать демократический вариант приватизации жилья и т. д.
- На чем основана идея сильной исполнительной власти?
- Сейчас принято уже много законов - они дают основу для преобразований, если будет кому эти законы исполнять. Есть уверенность, что будет сильный президент в России, что договорятся между собой Центр и республики. В целом ситуация в стране меняется, и сильная исполнительная власть уже может что-то делать. Кроме того, я уверен, что выборы мэра - это развитие демократического процесса, а не его ограничение.
- Если станете мэром, какие дела вы считаете главными?
- Надо от дележа и распределения перейти к тому, чтобы помочь человеку лучше работать и больше заработать. Главное - сделать его хозяином: на фабрике, в магазине, в институте и т. д. Это может быть аренда, выкуп, частная собственность, акционерная форма - как захотят сами люди.
Если с одной стороны, мэр должен сделать все, чтобы приблизить рынок, то с другой - надо защитить социально ослабленные слои населения. В Москве только пенсионеров - 2 млн., сотни тысяч людей живут на твердую зарплату. Немало места надо уделить и борьбе с теневой экономикой, коррупцией, которые являются злейшими врагами рынка.
- Гавриил Харитонович, ответьте на несколько вопросов наших читателей. В. Богомолова из Брянска пишет: "Слышала, что Попов на отделку своего кабинета затратил несколько миллионов?".
- Ну, сами видите, что этот кабинет не самый большой в Моссовете, он достался мне по наследству - его строили для Л. Н. Зайкова. Что я успел - так это сэкономить не одну тысячу, отменив проведение прямого телефона на Старую площадь.
- "Верно ли, что Г. Попов построил себе дачу стоимостью 400 тыс. рублей?" - спрашивает В. Воробьев из Твери.
- Эти слухи подогрела и "Советская Россия". Дача у меня есть, но принадлежит она не мне, а дачному кооперативу "Московский писатель", я в ней живу уже лет 20. Цена ее была на порядок меньше той, о которой писала газета.
- Ну и последний вопрос. Зачем вам, известному ученому, состоятельному человеку, нужно все это: трудная депутатская жизнь, постоянная нервотрепка и т. п.?
Видите ли, я хочу, чтобы мои дети и внуки не были винтиками, не зависели от бюрократов, не стояли в очередях, не травили инакомыслящих, и сами не подпадали под эту категорию. Сейчас многие, оставив свои любимые дела, пошли в политику в надежде сделать нашу жизнь достойной человека.
Беседу вела Л. НОВИКОВА
Смотрите также:
- Юрий Лужков. Страну готовят к "черному дню"? →
- Равнодушные, продажные, безответственные... →
- Три вопроса для избирателя →