СООБЩАЕМ ПОДРОБНОСТИ. Кто остановил гражданскую войну

   
   

НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ НАЗАД начала работать государственная комиссия по расследованию деятельности КГБ СССР, созданная Указом М. Горбачева в связи с событиями 19 - 21 августа.

Место работы комиссии - одно из зданий на Лубянке, в апартаментах бывшего первого зама председателя КГБ Грушко. Черная мраморная облицовка здания соответствует и его "внутренностям" - приглушенный свет, темно-коричневые тона дверей кабинетов и стен. В большом вестибюле при входе - несколько военнослужащих в пилотках проверяют удостоверения. Здесь же, как положено, бюст основателя спецслужб - В. Ульянова. Внутренняя отделка, лифты, сантехника, кондиционеры, оконные рамы, дверные ручки и многое другое ничем не уступает лучшим отелям Вашингтона, Далласа и Токио. Есть, правда, кое-где в туалетах и советские шпингалеты, но смотрятся они инородным телом.

Слушая свидетелей, становится ясно, как была близка Москва к "кровавой бане". "Надо поднажать! - еще вечером 20-го говорил Язов, когда в Минобороны шел совет военных и "гэбистов". - У нас есть вертолеты, танки - мы их подавим...". И это были не пустые слова. Рассматривался вариант разгрома первого и второго этажей "Белого дома" с помощью вертолетов. И лишь предупреждение командующего ВВС Шапошникова подавить вертолеты с помощью авиации не привело этот вариант в действие.

Многое еще предстоит прояснить. 20 августа на митинге у "Белого дома" сотни тысяч людей хотели увидеть и услышать генерала Лебедя, заместителя командующего ВДВ. Именно он привел сюда в ночь на 20-е колонну БТРов с десантниками - для защиты, которые ушли рано утром 20-го, так же неожиданно, как и появились. Но Лебедя на митинге не было. Понятно почему, человек нарушил приказ и вынужден скрываться. Из данных, полученных комиссией, стало известно - генерал в это время был в Минобороны, беседовал с Язовым, Ачаловым, присутствовал на совещании. Очевидец рассказывает - Лебедь был в подавленном состоянии. Сказал, что при штурме может быть море крови.

Все опрошенные сотрудники КГБ ведущую роль в проведении переворота отводят армии, ее высшему руководству. Как считает председатель комиссии С. Степашин, аналогичное государственное расследование необходимо провести и в Министерстве обороны, но немедленное создание такой комиссии кем-то тормозится.

В последние дни появилось много публикаций о группе "Альфа" - коммандос из КГБ, чья задача - борьба с терроризмом, что, правда, не помешало задействовать ее зимой в Вильнюсе. Руководители группы "А" и те, кто близок к ней, уверяют сейчас со страниц газет, что взяли бы "Белый дом" не более чем за 30 минут. И лишь несогласие самой группы подчиниться приказу остановило начало гражданской войны.

Все это почти так. Но у членов комиссии, ознакомленных с показаниями и документами, складывается несколько иное мнение. Окончательное решение о неучастии в штурме руководители группы "А" и двух других подобных подразделений приняли после тщательного и неоднократного осмотра подступов к "Белому дому". Далее в мотивировках нет ни слова о незаконности и преступности приказа - только о боязни "моря крови".

Нелишне напомнить, что при штурме вильнюсской телевизионной башни один "альфовец" - Шацких погиб и 12 других были ранены. Что стало бы с ними при попытке штурма "Белого дома", где, по их собственной оценке, на защите было до 5 тыс. стволов, 6 танков, не считая десятков тысяч вооруженных арматурой и камнями людей, можно только гадать.

Поэтому комиссия практически единогласно пришла к выводу, что гражданскую войну в СССР остановили не "Альфа" и не генералы, даже прогрессивные, а сотни тысяч москвичей, преодолевших свой страх перед танками и КГБ.

Время идет. Уже не редкость заявления типа: "Эх, победил бы Язов!" или наиболее распространенное: "У "Белого дома" стояла одна пьянь, которой делать нечего". Кто-то, надо думать, хочет показаться другим оригинальным, а кто-то - просто заглушить свою совесть...

Смотрите также: