ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Задача с ответом в конце, или Третий прогноз Сергея Андреева

   
   

Два года назад в "АиФ" был опубликован "Прогноз, который не должен сбыться" ленинградца С. Андреева. Не верилось, что схема, которую он описал: деградация экономики, перерастание национальных конфликтов в социальные, атака на законные органы власти, всеобщий переход на талоны и как завершение и следствие - введение режима "сильной руки", - такой ход событий окажется нашей повседневной жизнью.

В прошлом году редакция вновь попросила С. Андреева дать прогнозную оценку. Из анализа ситуации, как писал автор, вытекала необходимость быстрейшим образом заключать тройственный союз республик: России, Украины, Белоруссии, привлекая к нему далее все остальные регионы, чем резко ограничить права центра. На министерский диктат следовало повести атаку и со стороны предприятий, тогда ход событий можно было бы изменить. Как мы видим, процессы эти, хотя и начались, но явно запаздывают.

К сожалению, редакцией не был опубликован подготовленный несколько месяцев назад третий прогноз Сергея АНДРЕЕВА, фрагменты из которого приводятся ниже. Приводим и его оценку нынешней ситуации.

ВАРИАНТЫ

Последует быстрая "приватизация" госпредприятий, которая закрепит за хозбюрократией не только право распоряжения, но и владения государственной собственностью. Во-вторых, будет сделана попытка полного подавления экономического суверенитета республик через централизованную систему финансов с грубым вмешательством в их хозяйственную сферу. Все это окажется подкреплено усиленным давлением со стороны армии и КГБ. Местные органы власти должны быть по этой схеме (которую в той или иной форме попытаются реализовать) оттеснены на второй план, дискредитированы и заменены "твердыми" представителями центра, которые: а) "наведут порядок", б) выбросят из запасников либо купят на Западе некоторое количество товаров и продуктов, чтобы успокоить население, создав видимость улучшения, в) изолируют лидеров общественных движений, что сегодня равносильно развалу политической оппозиции, г) пресекут гласность до минимума. Естественным явится и полное подавление тех республик СССР, которые захотят покинуть Союз, путем искусственного перевода там социально- политических конфликтов в национальные. Надежда на то, что подобные меры не будут реализованы во всей полноте, исходит из России.

* Как можно видеть, и этот неопубликованный прогноз сбылся, совпав с происходившими событиями практически в деталях. Редакция снова обратилась к С. Андрееву с просьбой в тезисной форме высказать свое мнение по поводу ближайшего и отдаленного будущего нашей страны.

ЧТО ОПРЕДЕЛИТ НАШЕ БУДУЩЕЕ?

Начнем с более злободневного - с политики. Никакой эйфории по поводу подавленного путча быть не должно: зверь административной системы ранен, но далеко не убит. Изменение структуры власти вследствие нового Союзного договора не устраивает практически весь старый аппарат, как в центре, так и на местах. Учитывая уроки путча, он, поведет гораздо жестче линию на режим "твердой руки".

Перспективы такая линия не имеет, поскольку экономика уже не способна функционировать без принципиальной модернизации. Одним из главных факторов выступает потеря валютных доходов от нефти, которую невозможно будет экспортировать уже в 1993 году в силу падения ее добычи. Однако если сохранение власти номенклатурой (уже не в партийном, а хозяйственном обличье) продлится при ужесточении режима хотя бы год, для нее и этого достаточно, чтобы трансформироваться в новый класс капиталистов.

Именно это и является сегодня истинной целью хозяйственно - управленческого сословия высшего и среднего звена: не распоряжение, а владение тем, что принадлежит государству.

Перевод производства в некие концерны, создание из них ассоциаций, холдингов и совместных предприятий, накопление огромных личных средств путем эксплуатации "малых" подразделений, создаваемых при "больших" заводах с целью перевода безналичных денег в наличные, - все это постепенно и превращает бывшую госсобственность в собственность номенклатуры.

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ СРОЧНО

В первую очередь решением республиканских парламентов следовало бы приостановить деятельность концернов и подобных образований, созданных и создаваемых на базе министерств. Приостановить - до подтверждения со стороны коллективов предприятий желания продолжить работу именно под крышей данного концерна. А на уровне муниципальной власти следует перерегистрировать уставы всех предприятий, обязательно имея на них визу трудового коллектива (разумеется, подвергнувшего устав экспертизе).

Трудовым коллективам, если они не хотят вновь оказаться в положении рабочей скотинки, нужно быстрейшим образом провести выборы новых, деятельных и грамотных СТК, а Президенту России и руководителям республик принять указы, где коллективы предприятий в лице своих выборных органов самоуправления наделялись бы правами юридического лица. Именно эти органы и получат право-полного хозяйственного ведения и станут заключать контракты с администрацией, нанимая ее, с сохранением за дирекцией единоначалия в управлении производством.

Отчетливо видно, что создаваемые управленцами суперструктуры должны вывести из сферы приватизации целые хозяйственно-экономические блоки. Следующим ходом явится смещение правительства, препятствующего прямой передаче собственности именно этим суперструктурам (где владельцами состоит крупная хозбюрократия). Два фактора: слабость и неустойчивость новой власти и межнациональные конфликты - позволят отстранить демократически настроенные парламенты под маркой "защиты попранной Конституции". Номенклатура обязана сделать такую попытку не позже, чем осенью - зимой этого года, возможно, и без выраженных внешних эффектов, но с явной угрозой их применения со стороны военных. Общественные движения при этом будут бессильны что-либо предпринять.

Если деятели из прогрессивно-ориентированных парламентов не осознают, что опора на трудовые коллективы как реальную силу, способную осуществить хозяйственные реформы, единственный крупный шанс для выживания именно демократии, они будут смещены, а сами реформы - опрокинуты. Особенно все сказанное касается российских лидеров, потому что их поражение станет предтечей нового тоталитаризма на шестой части суши.

Смотрите также: