СЕГОДНЯ В МИРЕ НАСЧИТЫВАЕТСЯ 1 МЛРД. МУСУЛЬМАН. Истоки ислама

   
   

Развитие событии в Средней Азии, Татарстане и на Кавказе заставило политиков и журналистов обратить пристальное внимание на фактор, который прежде всерьез не принимался ими в расчет. Мы говорим об исламе, который издревле исповедуют народы, проживающие в этих регионах, и который всегда оказывал огромное влияние на культуру, обычаи, поведение людей, его исповедующих. А в наши дни оказывает все возрастающее воздействие и на политику мусульманских государств, входящих в СНГ.

В НАЧАЛЕ VIII в. н. э. Аравия, считавшаяся в те времена задворками мировой цивилизации, неожиданно для окружающего мира выплеснула из себя небольшое, но крепко спаянное войско, которое в течение нескольких десятков лет захватило огромные пространства от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании на исторически короткий срок были объединены в гигантское государство - Арабский халифат, постепенно рассыпавшийся на самостоятельные государства. Но с момента арабских завоеваний все они (за исключением Испании) сохранили одну важнейшую общность, оказавшую колоссальное воздействие на их дальнейшее развитие. Этой общностью стала религия ислам, распространенная арабскими завоевателями, которую сегодня исповедует на земле около 1 млрд. чел. Поэтому ислам, наряду с христианством и буддизмом, по праву называют мировой религией.

Кроме перечисленных выше регионов, ислам распространен и в тех странах, где арабских завоевателей никогда не было, например в Индонезии (где его исповедует 90% населения), Малайзии (60%), странах Черной Африки, Татарстане, Башкортостане. Что же сделало ислам столь притягательным для тюркских народов и семитских, африканцев и малайцев, индийцев и китайцев?

Религия, будь то мировая, имеющая миллионы последователей, или местная племенная, берет начало от одного человека - проповедника, пророка, богочеловека. В исламе им стал пророк Мухаммад (в старой русской транскрипции Магомет). поэтому и религия эта в России долгое время называлась магометанской.

Пророк родился в Мекке около 570 г. н. э. Три религии господствовали тогда в Аравии: язычество, и Мекка являлась его религиозным центром, иудаизм, его исповедовало несколько племен, живших неподалеку от Мекки, и, наконец, христианство, представленное сектантами, бежавшими из Византии от преследований ортодоксальной церкви. По преданию, христианский монах Бахира первым узрел в мальчике будущего пророка.

Новая религия не возникает на пустом месте. Она всегда является продолжением и развитием уже существующих верований. Так было с Христом, в своих проповедях прочно опиравшимся на Ветхий Завет и его пророков, продолжателем которых он себя считал, так было и с Мухаммадом. Он также объявил себя наследником и продолжателем иудейско- христианской традиции. Поэтому в исламе почитаются те же пророки, что и в этих религиях. Ибрахим (Авраам), Исхак (Исаак). Муса (Моисей) и другие. Иисус Христос (Иса) тоже почитается, но только в качестве пророка, но не Сына Божия.

В Коране, главной священной книге мусульман, переданной Мухаммаду Аллахом (Богом) через архангела Джибраила (Гавриила), не раз высказывается уважение к "людям книги", то есть иудеям и христианам, чьей священной книгой является Библия. Но и те и другие, по мнению Мухаммада, отошли от священного принципа единобожия. "Разве у Бога могут быть сыновья?" - вопрошает Коран, когда речь заходит об Иисусе Христе. Христианская идея троичности Бога - Отца, и Сына, и Святого Духа воспринималась пророком Мухаммадом как недопустимая уступка многобожию. Точно так же, как сотворение тельца в качестве кумира иудеями при Моисее. Человек не Бог, он не может вдохнуть жизнь в нарисованные или изваянные им изображения людей или животных, но может сотворить из них себе кумира и еще раз отойти от единобожия. Поэтому Коран формально запрещает изображение живых существ в виде рисунков или скульптур.

Принцип единобожия таким образом стал в исламе наиглавнейшим. Само исповедание веры строится именно на нем: "Ля илаха илля Аллах, Мухаммад расуль Аллах". В литературном переводе эта фраза звучит так: "Нет богов, кроме Бога Единого, и Мухаммад его посланник". Формируя исповедание веры, Мухаммад как бы специально оговаривает, что он всего лишь человек. Но в конце длинной цепи пророков, от Адама до Мухаммада, Мухаммад - последний. Он - "печать пророков". Таковы главные отличия ислама от христианства и иудаизма.

Преемственность от иудаизма и христианства к исламу объясняется не какими-то попытками копирования, как это утверждали некоторые, христианские богословы, а этнической и духовной близостью народов, внутри которых эти религии зародились. Дело в том, что арабы и евреи принадлежат к одной и той же семитской расе, что нашло отражение и в Библии, и в Коране. Оба народа произошли от одного праотца Ибрахима (Авраама). Только евреи ведут свой род от его сына Исаака, а арабы - от Исмаила (Измаила).

По преданию, мать Исмаила Хаджар (Агарь), изгнанная из дома Авраама по настоянию сто жены Сарры, отправилась в Аравию Там, изнуренная жаждой, она стала метаться в поисках воды между холмами Сафа и Марва, положив Исмаила на землю. Проснувшись, Исмаил заплакал, ударил ножкой, и из земли забил священный источник Зем-зем. В память об этих событиях паломники, совершающие хадж, 7 раз пробегают между холмами и совершают омовение в священном источнике.

Позднее повзрослевший Исмаил вернулся вместе с отцом в эти места и восстановил древний храм Кааба, возведенный еще Адамом и разрушенный Великим потопом. Храм этот являет собой проекции небесного трона Аллаха на землю.

Там хранится Черный камень, считающийся главной святыней ислама. Во время хаджа полагается семь раз обойти вокруг Каабы и приложиться к камню.

По преданию. Черный камень - это окаменевший ангел, ниспосланный Аллахом на землю. Он почернел от поцелуев грешников, но в день Страшного суда он вновь станет белым.

Мухаммад начал свою проповедническую деятельность в своем родном городе Мекке, которая являлась тогда торговым и религиозным центром. Наряду с Черным камнем в Каабе хранились изображения богов окрестных кочевых племен, которые раз в год разбивали свои шатры вокруг города, чтобы совершить религиозные обряды, поторговать, заключить брачные союзы.

Первыми верующими стали его ближайшие родственники и рабы. Между сторонниками новой веры и язычниками в конце концов возник конфликт. Жизнь пророка была поставлена под угрозу, и он с небольшой группой сторонников вынужден был бежать в соседний город Ясриб.

Большего унижения, казалось, нельзя было испытать. Изгой своего племени обычно попадал в полную зависимость от племени, его принявшего. Но в случае с Мухаммадом произошло иначе. Дело в том, что племена, населявшие Ясриб, принадлежали к разным религиям. Среди них были язычники, иудеи и христиане, и они никак не могли договориться между собой в решении спорных вопросов.

Поэтому появление Мухаммада, не принадлежавшего ни к одной из указанных религий, помогло разрядить ситуацию в Ясрибе. Ему предложили стать своего рода третейским судьей, решавшим спорные вопросы, возникавшие между общинами. Таким образом, Мухаммад получил широкую возможность пропагандировать свое вероучение. В Ясрибе окончательно сложилась мусульманская община - умма, ставшая ядром будущего мусульманского государства.

Став во главе города, который позднее стал именоваться Мадинат ан-Наби, Городом Пророка, и просто Городом, Мединой, где он впоследствии в 632 г. был захоронен. Мухаммад подчиняет себе всю Аравию и в конце концов и свой родной город Мекку.

После нескольких сражений с мекканцами был заключен договор: они признали над собой власть пророка, приняли ислам, но взамен Кааба была признана главной святыней мусульман, в сторону которой положено обращаться во время молитвы и куда каждый верующий хотя бы раз в жизни должен совершить хадж - паломничество.

Неожиданные последствия исхода (хиджры) Мухаммада так поразили его сподвижников, что один из них, Омар, став в 634 г. халифом - преемником пророка, ввел новое летоисчисление, где точкой отсчета стало 16 июля 622 г., а по- арабски - 1-й день лунного месяца мухаррам. Так началась эра ислама.

Смотрите также: