ВОТ и замаячили ключи от квартиры, в которой - мечта комбинатора - деньги лежат. Нас впустили в Международный валютный фонд (МВФ). Таким образом, мы дотянули до второго этапа экономического шока, когда уже произошла адаптация к инфляции и можно погрезить о внутренней конвертируемости рубля. В июле вводится плавающий курс рубля по отношению к иностранным валютам, с тем чтобы спустя месяц определить единый валютный курс рубля. Сколько "деревянных" будем отдавать за один "зеленый", сказать трудно, но мечты правительства - на уровне 80 руб.
1 ДОЛЛАР ЗА 80 РУБЛЕЙ?
Чего можно ожидать от внутренней конвертируемости рубля?
Открытости экономики, ее большей цивильности и привлекательности для иностранных партнеров, товарного насыщения, конкуренции с закордонным производителем, и как результат этих положительных моментов - банкротства многих слабых предприятий, возросшей безработицы.
Все ничего, но есть опасения и такого свойства. Они высказываются и отечественными, и западными экспертами. Привозя к нам заморские товары, да продавая их за рубли, да обменивая рубли на доллары, стабилизационный фонд в 6 млрд. долл., созданный с помощью международных финансовых организаций, очень даже быстро может иссякнуть, все кредиты вновь вернутся в зарубежные банки, а долги, конечно же, останутся.
Словом, в нашей внешнеэкономической сфере грядут большие перемены. Правительство решается также на увеличение процентной ставки по кредитам до 80% (сейчас 50%). На отмену всех квот (ограничения коснутся черных металлов и удобрений), лицензий (спецразрешений от государства) на экспорт, за исключением энергоносителей и оружия, а также того, что запрещено международными соглашениями. Снимаются предельные цены на энергоресурсы. Их будут регулировать экспортные и внутренние налоги. Предполагается также ввести запрет на торговлю за иностранную валюту на внутреннем рынке.
Гайдар и его команда по-прежнему придерживаются своего твердого финансового курса и не собираются от него отходить. Планка, поставленная МВФ, - к концу года довести бюджетный дефицит до 5%-ного валового национального продукта - ВНП (сейчас 6,8 - по очень скромным подсчетам), а инфляцию не более 5% в месяц (сейчас 30%). Этому жесткому курсу, хочешь не хочешь, придется следовать и тем странам СНГ, которые будут играть на рублевом пространстве. Тут уж правила игры должны быть едиными.
БЕРЕМ ЧУЖИЕ, ОТДАЕМ СВОИ...
Всего же за хорошее поведение на уроках реформ нам обещают дать в долг 24 млрд. долл. По оценкам некоторых экспертов, из-за существующей ныне обязательной продажи государству 40%-ной валютной выручки и экспортного тарифа наши предприимчивые люди не ввезли в Россию около 20 млрд. долл., заработанных за рубежом, оставили их в чужих банках. Кстати, вместо этих 40% теперь будет введен налог на экспорт (в валюте, разумеется).
Останется в действии и обязательная продажа 10% валюты Центральному банку России - по рыночному курсу.
Куда же пойдут эти деньги?
Итак, 18 млрд. долл. - на поддержку платежного баланса.
6 млрд. долл. - стабилизационный фонд.
750 млн. долл. от Мирового банка (МБ) - кредитование критического (продовольствие, медикаменты и т. д.) импорта. Этот заем будет реализован на валютном рынке с целью его наиболее эффективного использования.
500 млн. долл. от МБ и 600 млн. - от США пойдут на закупку сельхозпродукции.
500 млн. долл. - от МБ - на поддержку топливно- энергетического комплекса.
Это пряник помощи, но есть еще и кнут. Если мы не обеспечим хорошего поведения при реформах, нам грозит полное прекращение импорта, в том числе и продовольствия.
Есть уже и первые плоды от нашего вхождения в МВФ: впервые с исторического Октября солидные зарубежные организации предложили разместить облигации Российского правительства на рынке ценных бумаг в США. Плюс к этому зашевелились и наши должники из слаборазвитых стран. Надеясь на покровительство России в МВФ, они уже вернули 800 млн. долл.
А ВОТ КАК В ИНДИИ...
Недавно мне довелось побывать в этой жаркой стране.
Она переживает период реформаторства. И основной упор в индийской реформе приходится на поддержку внутреннего производителя, его всяческое ублажение. Опыт Индии может быть нам полезнее и дороже западного. Потому что, как бы мы ни "надували щеки", наш экономический менталитет (читай: потолок) ближе к восточному, чем к западному. И в этом смысле границу между Востоком и Западом нам честнее было бы проводить по Одеру, чем по Уралу.
По признанию западных коллег, мы такие же необязательные и ленивые, как и индусы, которые нам ближе, чем немцы с их точностью и американцы - с их деловитостью. Поэтому попытки реализовать здесь шведскую, японскую, американскую модель экономики бесполезны. Да и национальные распри в Индии очень даже похожи на наш мордобой.
В Индии создана система косвенного регулирования экономики. И методы ее очень тонки. Они включают кредитные, налоговые, валютные меры. Постоянное стимулирование мелкой промышленности низкими налогами, освобождение их от акцизов (косвенных налогов на ширпотреб), резервирование за мелкой промышленностью 800 видов продукции (они могут производиться только у них). А всего же 1500 видов продукции закупаются государством только у мелких производителей. Какую-нибудь домашнюю безделицу у крупного предприятия купить нельзя. Государством предусмотрено снабжение мелких производителей сырьем по фиксированным (со скидкой) ценам.
Для сельского хозяйства устанавливаются закупочные цены. Они индексированы, увязаны с ценами на агротехнические товары - технику, удобрения. Крестьянам выдаются беспроцентные кредиты. Отсюда - и результат. Производство зерновых за несколько лет увеличилось в 2,5 раза. Индия полностью обеспечивает себя продовольствием.
Индийская пресса, как и у нас, критикует правительство за то, что оно становится на колени перед МВФ, упрекает за "торговлю суверенитетом". Невзирая на все это, экономика Индии развивается быстро, индийская рупия (пока официально не конвертируемая) тем не менее, по заверениям местных экономистов, уже принимается во всех банках мира по курсу 26 рупий за 1 долл. Как сказал госсекретарь РФ Г Бурбулис, недавно с визитом побывавший в Индии, около 50 млн. индийцев имеют уровень жизни, превышающий средний уровень американца.
В прошлом году страна оказалась в состоянии неплатежеспособности, а сейчас имеет 5,5 млрд. долл. резерва за счет кредитов МВФ.
Итак, Индия уже пошла по той дороге, на которую вступили и мы.
Смотрите также:
- МНЕНИЕ БАНКИРА. О грядущем обмене денег и "секретных" курсах →
- Стабфонд "беременен" дефолтом? →
- Стабфонд потерял 3 млрд. долл. →