СКАНДАЛ. Накинут ли платок на известинский роток?

   
   

Об очередной схватке спикера парламента России с настырной прессой и о том, что из этого может выйти, рассказывает главный редактор "Известий" И. ГОЛЕМБИОВСКИЙ.

- Некоторые считают, что, если бы так начали душить фермеров, предпринимателей или кого другого, вряд ли бы вся пресса так яро кинулась их защищать, как себя.

- Демпресса и фермеров, и предпринимателей защищает. Изо дня в день. Но главное - если не будет свободной печати, то никаких фермеров, предпринимателей не будет.

- Злые языки расценивают отношения Хасбулатов - Голембиовский как личную неприязнь, "кровную месть". Это правда?

- Слишком низко видеть здесь кровную месть, но я не могу отрицать, так как знаю, что говорит Хасбулатов обо мне и о моих коллегах. Но я не позволяю себе опускаться до обсуждения проблемы, любит или не любит меня Руслан Имранович.

- Думаю, что упреков в адрес "Известий" и других изданий было бы меньше, если бы они не получали дотации из бюджета РФ.

- Мы получили 52,7 млн. руб. за возросшие цены на бумагу и типографские расходы. Или мы берем эти деньги, или объявляем переподписку. Мы выбрали самый тяжелый для нас вариант, лишь бы сохранить подписку, выполнить обязательства перед людьми. Если и дальше нам будут предлагать деньги, мы их возьмем.

- Журналисты получают для своих изданий дотации, которые другим слабозащищенным - не менее нужны, чем прессе. Справедливо ли это?

- На прессу выделено 12 млрд. руб. Я бы мог начать доказывать, что информация не менее важна для человека, чем хлеб, молоко, но я не хочу этого делать из-за очевидности.

- Не есть ли вся эта шумиха вокруг "Известий" политическим маневром - желанием возбудить народ перед подпиской?

- Чтобы придумать такой ход, надо быть иезуитом черт знает какого рода. У нас так много проблем, чтобы придумывать еще и эту.

- Может быть, следует расценить это как очередную "шалость" нашего спикера?

- Это не шалость. Цель действий спикера становится ясной: взять контроль - через наблюдательные советы - над газетами, ТВ.

- В каждом свинстве есть кусочек свинины. Джинн из бутылки выпущен, и теперь уже ясно, что с прессой так просто не справишься. Стоит ли так сильно волноваться?

- Скоро будет представлена новая Конституция. Там нет места съезду нардепов, а значит - и этому парламенту, так как он избран съездом. Возникает проблема выбора нового парламента. Кто в нашем воспаленном обществе будет руководить общественным мнением в этот момент? Тот, кто руководит прессой. Сегодня еще нельзя сказать, что демократические силы безусловно выиграют, что авторитет Ельцина безусловно равен тому, каков он был перед августом- 91. Как влиять на людей? Один способ: взять в руки печать, радио, ТВ, убрать неудобные редколлегии, которые не соглашаются с тем, что им навязывает парламент. А потом убеждать людей, что надо делать именно это, а не то.

- Как, по-вашему, может ли Президент дать ход назад, ведь он тоже не всегда рад острой критике?

- Я думаю, нет. Я не знаю факта, когда он оказывал нажим на прессу, хотя другие это пытались делать.

- Депутаты считают, что "Известия" раболепствуют перед исполнительной властью и совершенно не уважают законодателей...

- Тот, кто читает газету, знает, что мы представляем разные точки зрения на события. Мы часто критикуем правительство. Но это ведь первое правительство, которое пытается реформировать экономику.

- А как ВС может материализовать свое решение, если вы ему не подчинитесь?

- Не представляю. Прислать милицию? Но на каком основании? Арестовать главного редактора? Но надо предъявить уголовные претензии. Запретить печатать газету? Но издательству никто не может запретить.

Мы будем выходить, как выходили. Никто, кроме учредителя - а им является журналистский коллектив, - не может изменить статус газеты. Министерство печати, где мы регистрировались, тоже этого не собирается делать. Третья инстанция - это суд. У нас нет оснований для обращения в суд. Мы существуем, а если кому-то это не нравится, пусть сам обращается в суд.

Смотрите также: