С некоторых пор было введено обучение в школе с 6 лет. Ведется ли научное наблюдение за этим нововведением?
Г. Суманеева, Черновцы.
Такие исследования были начаты еще в 70-е годы и продолжаются до сих пор в АПН СССР (теперь в Российской Академии образования). Результаты получены прекрасные, недаром с тех самых 70-х годов все школы Прибалтики, Грузии, Белоруссии успешно учат детей с шести лет.
Самое главное заключается в том, что первый класс шестилеток фактически является классом, готовящим к обучению, помогающим детям освоиться в новой системе взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, постепенно войти в систему школьного обучения.
Но! Есть ряд условий, невыполнение которых отрицательно сказывается на обучении детей этого возраста. Во-первых, учитель должен учитывать характер мышления и восприятия этих детей, их тягу к игре, особенности общения со взрослыми.
Во-вторых, у шестилеток должен быть совершенно другой режим школьной жизни: длинная прогулка между уроками, большие перемены, более короткие уроки, разнообразные виды деятельности в течение одного урока.
И еще одно обстоятельство. Сейчас все более "модным" становится распределение детей по классам в результате проверки при приеме: класс "сильных", класс "выравнивания" и т.д. Поскольку в большинстве случаев подобной диагностикой занимаются не профессионалы-психологи, результаты ее часто ошибочны, субъективны, и в этом случае ранняя дифференциация обучения приносит больше вреда, чем пользы.
Н. ВИНОГРАДОВА, кандидат педагогических наук, Л. ЖУРОВА, кандидат психологических наук
Смотрите также:
- Почему школьник не любит учиться (18.11.2004) →
- Цена школьного аттестата →
- Зачем им учиться вместе? →