РУССКИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ. "Я никуда не поеду"

   
   

Трагична судьба людей, живущих в Таджикистане. Республика все глубже втягивается в водоворот гражданской войны. Перед некоренным населением встает жесткая дилемма: уезжать - не уезжать. Но однозначно не уезжать решили представители "Русской общины".

С заместителем председателя общины, историком В. ДУБОВИЦКИМ беседует корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ.

- Виктор Васильевич, верите ли вы в то, что русские смогут пережить в Таджикистане тяжелые времена и сохраниться как этническая группа?

- Только при помощи Москвы. Конечно, и без нее русская община может сохраниться даже в условиях исламского фундаменталистского государства в виде какой-то секты, но будет ли в этом толк? Если у России в Среднеазиатском регионе нет интересов, то наше пребывание здесь бессмысленно.

- Как бессмысленно? Разве вы не просто живете здесь, а являетесь проводниками чьего-то влияния?

- Одно дело - народ, который рассыпан по свету и не имеет своего национального центра. Но если существует такой мощный национальный центр, как Россия, а мы чувствуем себя и этнически, и культурно связанными с нею, то полностью отрешиться от своей родины мы не можем. Наверняка есть какая-то часть русских, которые останутся здесь даже при полном организованном выезде отсюда и которым абсолютно наплевать, где они живут. "Русская община" не относится к этой категории. Мы считаем, что Таджикистан и Россия должны поддерживать связи, сформировавшиеся в российском государстве, что духовно и материально взаимно обогащало наши народы. Поэтому политически Россия не должна бросать Среднюю Азию. Хотя отношения их должны, разумеется, изменяться.

- Сейчас, когда у русских происходит возврат к христианским ценностям, а у среднеазиатских народов - к мусульманским, почему вы думаете, что эти народы смогут ужиться друг с другом?

- Русские на протяжении многих веков, со времен принятия ислама Великой Булгарией, постоянно находятся в контакте с мусульманским миром. А со взятия Казани и Астрахани войсками Ивана Грозного в XVI веке русские и мусульманские народы оказывают друг на друга все большее влияние. Ни один европейский народ такого опыта общения с мусульманскими народами не имеет.

Культура на основе православия порождала необычайную уживчивость, чем и была вызвана устойчивость русского колониализма. Смешанность населения на территории бывшего Союза - это залог стабильности.

- Почему?

- Потому что войны всегда начинались со взаимной депортации или интернирования представителей враждебной нации. Вспомните, война между Азербайджаном и Арменией именно так и началась: со взаимной высылки десятков тысяч людей. Правительства уже не чувствуют ответственности за судьбы своих единоверцев, единокровцев, живущих за пределами границ.

Поэтому, если сейчас процессы, происходящие в Таджикистане, вызовут полную депортацию русских, это приведет к более жестким взаимоотношениям между Россией и Таджикистаном. Такое развитие событий нельзя допускать, потому что оно может вызвать цепную реакцию в других республиках Средней Азии.

- К чему это приведет?

- Прежде всего к полной дестабилизации экономики у обеих сторон. Во всех областях промышленности русскоязычное население играет ключевую роль, благодаря своей квалификации. В России же обвальный наплыв беженцев вызовет столь резкое обострение социальных отношений, что это может привести к гражданской войне.

- Ваш прогноз на дальнейшее развитие событий в Таджикистане?

- Нынешняя ситуация в республике - это полнейшее безвластие. Реально оно началось с мая. Пока у власти был президент Набиев, на него еще замыкались структуры власти. Но с его уходом промышленность, торговля, милиция и пр. действуют по инерции. Таджикистан может распасться на отдельные княжества и вывести гражданскую войну на качественно новый уровень с охватом всех областей, если не вмешаются Россия и другие страны СНГ.

- Какой помощи вы ожидаете от российского правительства?

- Мощным толчком к стабилизации, к закреплению русскоязычного населения в Таджикистане явилось бы введение института двойного гражданства для выходцев из России. И не только русских, но и, скажем, татар и башкир, которых здесь достаточно много. Если это невозможно, то взять нас однозначно под российское гражданство. Хотя мы понимаем, что дело это нелегкое, так как в Таджикистане не принят еще закон о гражданстве.

Во-вторых, нам нужна экономическая помощь. Дайте заказы таджикской промышленности, в которой заняты русские, и это стабилизирует не только наше положение, но и положение таджикского правительства и всей республики. Денег на это уйдет немного.

Наконец, пусть сделают заявление на правительственном уровне о том, что в российском правительстве обеспокоены нашей судьбой. Этого вполне достаточно. Тесная взаимосвязь наших государств - основа их устойчивости. Любому из нас было бы легче собрать чемоданы и уехать, но мы не хотим этого делать.

- Как, по-вашему, относятся сейчас в Средней Азии к России?

- Здесь, может быть, раньше других осознали, что Россия теряет свой авторитет и как губительно это отражается на всем регионе. Президенты И. Каримов, Н. Назарбаев уже надорвались говорить об этом. Они пытаются создать свой союз для стабилизации в регионе, потому что они отчетливо понимают огромную опасность расползания гражданской войны по их республикам.

- Трудно ли жить среди таджиков?

- Нет. Это очень мягкий, тактичный народ. У них в культуре общения заложено много такого, что дает возможность уживаться с людьми другой культуры.

- При каких обстоятельствах вы лично уедете отсюда?

- Я останусь здесь до тех пор, пока не создастся угроза для жизни моей семьи.

Смотрите также: