ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Япония: как государство командует экономикой

   
   

В последнее время руководители российского парламента обсуждают идею государственного управления экономикой, часто ссылаясь при этом на японский опыт. Какими же в действительности средствами контроля обладает японское правительство в условиях развитой рыночной экономики? Об этом рассказывает советник Посольства Японии в России г-н А. КАВАТО.

МНОГИЕ у вас думают, что в Японии правительство полностью контролирует предприятия. Но это не так. Что, сколько, по какой цене производить, куда поставлять, в каком направлении менять виды продукции - исключительно дело самих предпринимателей.

Тогда какие же средства контроля за производственной деятельностью предприятий есть у правительства? Это дотации, налоговая система, выдача подтверждающих стандарты свидетельств, различных лицензий и т. п.

Кстати, предоставление правительственных дотаций предприятиям в Японии не является общепринятой практикой. Они выделяются только на такие цели, как разработка и внедрение крупномасштабной новой технологии, развитие малых и средних предприятий, ликвидацию оборудования убыточных предприятий, и составляют лишь незначительную часть госбюджета.

Управление экономического планирования ежегодно публикует экономические прогнозы. Некоторые у вас принимают их за средство правительственного контроля над производственной деятельностью предприятий. Однако правительственные прогнозы - не более чем справочный материал. На практике каждое предприятие на основе своего анализа конъюнктуры рынка и консультаций со своими наиболее важными партнерами составляет ежегодный план, в котором определяется, чего и сколько производить, как преобразовать предприятие и т.д.

Часто говорят о так называемом "административном руководстве", которое считают якобы специфически японским явлением. Суть его состоит в том, что правительственные ведомства без юридических полномочий направляют деятельность предприятий в выгодном для правительства направлении.

Например, правительство приходит к выводу, что химические предприятия чрезмерно увлекаются капиталовложениями для расширения производства этилена и это может привести к подрыву цен. Из соответствующего ведомства кураторы звонят на эти предприятия и любезно просят "познакомить с планом капиталовложений предприятий в этиленопроизводящее оборудование", тем самым намекая, чего хочет правительство. Так как такая форма административного руководства никаких юридических обоснований под собой не имеет, то предприятия порой к ним прислушиваются, а порой и нет. В период хорошей конъюнктуры, что бы ни пыталось говорить правительство, предприятие склонно наращивать производственное оборудование. И уж совсем не признают административного руководства те предприятия, которые считают, что правительственное ведомство не сможет взять реванш за непослушание с помощью лицензий и свидетельств на стандарты.

Смотрите также: