Помните огромные очереди перед рестораном "Макдоналдс" в центре Москвы? Вряд ли кто- то из жаждущих попасть туда понимал, что испытывает на себе мощное влияние магии товарного знака "Макдоналдс". Но, наверное, у каждого в глубине души все-таки было желание понять причину успеха этой всемирно известной фирмы, чье название можно встретить в любом уголке мира, на кино- и телеэкранах, на рекламных плакатах и щитах, на футболках и шапочках. Понять, чтобы потом использовать в своем деле.
ВРЯД ли многие из вас знают, что такое "франчайзинг". Для тех, кто с этим понятием не знаком, скажем, что это форма долгосрочного сотрудничества двух или нескольких партнеров. Цель их объединения - совместное использование товарного знака, принадлежащего одному из них. Система франчайзинга получила на Западе широчайшее развитие. Она проникла во все сферы экономики. Франчайзинговые компании занимаются рекламой, маркетингом, консультированием, сервисным обслуживанием, и, конечно же, их огромное количество среди ресторанов, кафе и магазинов розничной торговли. В США насчитывается уже более 2000 франчайзинговых компаний с 500000 подразделений и с оборотом в 550 млрд. долл. в год. Франчайзинг как работодатель предоставил 6,3 млн рабочих мест, причем, в основном, для неквалифицированных рабочих. Франчайзинг особенно притягателен для предпринимателей малого и среднего бизнеса, только начинающих свое дело, потому что дает им возможность (как метко говорят на Руси) на чужом горбу въехать в рай. А чтобы было понятнее, каким образом это происходит, уточним некоторые детали.
Товарный знак. Понятие для большинства наших людей довольно абстрактное: просто значок или определенным образом написанное слово, которыми та или иная фирма себя обозначила.
И не более. Однако зарубежный опыт показывает, что товарные знаки таких фирм, как "Кока-Кола", "Мерседес- Бенц", "Сони", "Макдоналдс", оцениваются в десятки миллиардов долларов и сами по себе являются огромной ценностью. За каждым из таких знаков стоит "доброе имя", созданное трудом многих поколений его владельцев, их неимоверными усилиями и огромными средствами, вложенными прежде всего в высокое качество самого товара, в закрепление его на рынке, в создание его притягательного образа средствами рекламы. Словом, во все то, что связано в сознании миллионов людей с той или иной маркой. "Вырастить" такой товарный знак - дело чрезвычайно сложное, дорогостоящее и длительное. Вот почему многие фирмы предпочитают войти в систему франчайзинга, дающую им возможность выступать под маркой, имеющей для покупателя несомненную ценность, поскольку служит для него гарантией высокого качества. Одновременно для продавца товара, использующего известный товарный знак, это является гарантией высоких прибылей, что и дало нам основание вспомнить русскую пословицу. Поскольку член франчайзинговой компании не тратит огромные средства на изучение рынка, на обучение специалистов, на разностороннюю рекламу своего товара и товарного знака, а сразу получает все блага от его использования.
Однако, несмотря на очевидные преимущества франчайзинга, доказанные мировой практикой, наши границы он смог перешагнуть только сейчас.
Организатором первой франчайзинговой компании в России стала фирма из г. Тольятти под названием "ДОКА- ПИЦЦА". И произошло это не случайно. Сама жизнь заставила. Занимаясь производством оборудования для пиццерий, специалисты фирмы столкнулась с необходимостью организации центра обучения, где покупатели установок под руководством опытных мастеров смогли бы освоить прогрессивные методы работы на них. Такой центр был создан, что значительно увеличило число желающих заняться новым для нашей страны бизнесом. Тем более что в центре обучения слушатели обеспечиваются еще и целым сводом рецептов приготовления пиццы - их число "Перевалило уже за несколько тысяч. Таким образом у фирмы "ДОКА-ПИЦЦА" появились единомышленники, прошедшие ее школу. В результате возникло решение о создании целой сети пиццерий, объединенных товарным знаком "ДОКА-ПИЦЦА" и другой фирменной атрибутикой в виде фирменной одежды, вывесок, фирменной упаковки и т.п. И что самое главное, пользующихся результатами широкой рекламной кампании в прессе, на ТВ и радио, которой "ДОКА-ПИЦЦА" уделяет огромное внимание, так как и сама пицца на нашем рынке, ее производители и новый товарный знак нуждаются в крепкой поддержке. А это, как мы уже знаем, дело очень непростое. Нужны и опыт и немалые деньги.
А когда пригляделись к проделанной работе, то поняли, что это и есть та самая система, которую весь мир знает под названием: ФРАНЧАЙЗИНГ. Вот так и появилась первая российская франчайзинтовая компания "ДОКА- ПИЦЦА".
Смотрите также:
- ПРЕСС-РЕЛИЗ. КАК ЗАРАБОТАТЬ СВОИ ПЕРВЫЙ МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ... →
- ДЕЛОВЫМ ЛЮДЯМ. "Они нас не понимают!" →
- Будни и праздники фрилансера →