ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ. Социализм с китайской спецификой

   
   

Что это такое, не знает никто. В зависимости от вкуса можно считать это вариантом "реального социализма" или "псевдонимом" капитализма. На самом деле это ни то, ни другое, а просто уклад, в котором протекает жизнь четверти населения земного шара.

РАБОТА, РАБОТА ПЛЮС РАБОТА

ВСЕМ известно, Китай - бедная страна, и сами китайцы любят это подчеркивать. Но пройдите по улицам городов, загляните на рынки, в большие пекинские или шанхайские магазины, посетите Шэньчжэнь - свободную экономическую зону рядом с Гонконгом - все есть. И не сказать, чтобы дорого.

Люди, за редкими исключениями, известными любому большому городу мира, неплохо одеты и явно сыты. Играет музыка. Вам улыбаются. Полно туристов со всего света. О криминале узнаешь из газет, притом нечасто. Цветные телевизоры, холодильники, велосипеды - практически у всех. В целом страна производит впечатление если не процветающей, то вполне благополучной.

Мудрецы из Чжуннаньхая (правительственная резиденция) нашли и реализовали формулу прогресса в рамках порядка: реформы при сохранении социальной стабильности. В Китае все спускается на тормозах, и коммунизм будет спущен к капитализму, именуемому пока "товарной экономикой", чтобы не травмировать психику сограждан.

Формула китайского успеха проста до изумления: сотни миллионов человек рано-рано утром шесть, а то и семь дней в неделю встают и отправляются в разные места, где работают с полвосьмого самым тяжким образом.

Часов в одиннадцать страна подкрепляется и посте короткого отдыха продолжает в том же духе до глубокого вечера, а то и ночи. И так круглый год, не считая очень коротких отпусков "для посещения родственников", командировок "по обмену опытом" и новогодних праздников "чуньцзе". При этом около 80% занятого населения работает на земле, которая, несмотря на всякие акционерно-совместные вывески, в действительности никому не принадлежит. Поэтому никто и не задумывается особенно о собственности и ее формах, а сосредоточивает внимание на урожае, улове и добыче минералов.

Все добытое так или иначе учитывается и распределяется государством - что на экспорт (в бюджет), что - производителям (зарплата, доходы и выплаты в разных формах, включая как бы дивиденды), а что и посредникам (даое, по-нашему - "спекулянтам"). Эти последние и доводят, так сказать, товары до потребителя, не без выгоды для себя и тех, кто им покровительствует. Собственно, глубокомысленная экономическая наука только на этом этапе распределения и подключается к процессу производства, вокруг реально работающей модели и разгораются острые дискуссии - что в этом укладе от социализма, что - от капитализма, но к жизни, как она есть, все это имеет очень малое отношение.

ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА

ВСЕ дело в том, что подавляющая часть китайского народа, в общем, верит, что совместные трудовые усилия, в какие бы формы они ни облекались, принесут свои плоды. И что плоды эти можно будет передать по наследству, что у детей жизнь будет лучше, чем у родителей. И это заставляет прилагать все усилия, как бы ни было трудно и какие бы эксперименты ни нарушали время от времени нормальное течение жизни. Никакими политическими, экономическими и даже идеологическими средствами веру эту невозможно поколебать или разрушить.

Вероятно, правы те ученые, которые говорят, что капитализм создан протестантской трудовой этикой. Во всяком случае, без каких-то безусловных моральных устоев вряд ли что-нибудь хорошее получится при любой экономической системе.

Поэтому ни китайские, ни какие-либо другие "реформы" невозможно имитировать по очень простой причине - их просто не существует. А существует традиционное общество, развивающееся по своим социально-культурным, моральным нормам и в соответствии с господствующими в нем представлениями обо всем на свете, в том числе и об экономике.

Г. Т.

* * *

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Английская газета "Индепендент" считает, что особую тревогу сейчас в Китае вызывают волнения в сельских районах. Только с начала этого года в 12 китайских провинциях зафиксировано более 170 случаев беспорядков как реакция на повышение налогов, введение местных налогов и другие явления новой экономики Китая. Как предупредило агентство Синьхуа, если правительство будет пренебрегать проблемами деревни, крестьяне восстанут против государства и в сельском хозяйстве воцарится хаос.

Неофициально в Китае говорят, что центральная власть теряет контроль над провинциями, а лидеры компартии ведут междоусобную борьбу, пытаясь поделить власть еще до полного ухода с политической сцены Дэн Сяопина.

Смотрите также: