В середине 80-х годов Министерство внутренних дел СССР было взбудоражено слухами о так называемом "заговоре генералов" - речь шла о представителях высшего должностного руководства МВД, отправленных новым министром В. Федорчуком в отставку по обвинению в коррупции. Поговаривали даже о том, что в мафиозных кругах существовал план физического устранения министра... Сказать, насколько эти разговоры соответствовали действительности, сейчас уже трудно. Верно одно: в 1986 г. борец с коррупцией Федорчук был уволен на пенсию.
Вот некоторые факты из биографии Виталия Васильевича, рассказанные его бывшими коллегами и подчиненными.
БУДУЧИ выходцем из 3-го Главного управления КГБ СССР (военная контрразведка), генерал армии В. Федорчук на протяжении всей своей службы сохранял привычки и замашки кадрового армейского командира. Гак, в бытность свою председателем КГБ Украины, он как-то раз заставил своих подчиненных прийти на работу одетыми по всей форме. "Засветившись" таким вот бездарным образом, многие из них вынуждены были менять потом документы и место жительства. Затем, став председателем КГБ СССР и переехав в Москву, Федорчук потребовал того же самого и от сотрудников центрального аппарата. Однако здесь он встретил достойный отпор: люди "теряли", "забывали" свою форму, но только не приходили в ней на службу. К счастью, здесь Федорчука удалось-таки убедить в том, что выполнение его требования по меньшей мере нецелесообразно, и он был вынужден его отменить.
На посту председателя Комитета В. Федорчук пробыл весьма недолго. Вскоре началось внедрение сотрудников КГБ в МВД. Это делалось с целью усиления борьбы с коррупцией, процветавшей в МВД с легкой руки его прежнего руководителя Щелокова. И Федорчук по личной инициативе Генерального секретаря Ю. Андропова, бывшего в свое время председателем КГБ, был переведен на должность министра внутренних дел.
ЗДЕСЬ Федорчук, безусловно, показал себя с лучшей стороны, с первых же шагов развернув непримиримую борьбу против милицейской мафии. Первой его "жертвой" пал генерал-майор, с лакейской услужливостью бросившийся открывать перед новым министром тугую дверь. Задержав его, Федорчук осведомился: "Как фамилия?" И, услышав ответ, "одобрительно" заметил: "Молодец, хороший швейцар из тебя получится". И тут же бросил: "Уволить!"
В первый свой день пребывания на посту министра внутренних дел Федорчук пришел в 8 утра. И сразу пошел по кабинетам своих замов. Все двери оказались запертыми, кроме одной. Это была дверь кабинета 1-го замминистра МВД генерала Чурбанова (зятя Брежнева). Когда к 9 часам подъехали остальные замы, Федорчук построил их и сказал: "Я прихожу на работу в 8 утра и люблю, чтобы мои замы уже сидели на местах. Суббота - рабочий день, воскресенье - по мере необходимости".
Всех милицейских начальников, уличенных в той или иной незаконной деятельности, Федорчук немедленно отправлял в отставку, не сообразуясь ни с их служебным положением, ни с семейными и прочими связями, которые они имели в партийном руководстве страны. И все это сходило ему с рук. Но лишь до тех пор, пока генсеком оставался Ю. Андропов. После его смерти все изменилось. На Политбюро был поставлен вопрос о деятельности Федорчука по развалу Министерства внутренних дел. В вину ему также было вменено количество уволенных им генералов - дескать, своей кадровой политикой он дискредитирует советские правоохранительные органы в глазах Запада.
ГЕНЕРАЛЬНЫМ секретарем к этому времени только-только был избран М. Горбачев. Он уже прошел утверждение на Политбюро, и оставалась еще одна небольшая процедура - пройти утверждение на Пленуме ЦК. Однако именно тогда ему якобы и было поставлено условие: либо он отправляет Федорчука в отставку, либо не проходит утверждение на Пленуме. Рассказывают, что Горбачев долго колебался, но в конце концов под давлением обстоятельств вынужден был дать согласие на эту отставку. Остается добавить, что рядовые оперативные сотрудники при всем "своеобразии" личности Федорчука относились к нему с уважением - прежде всего за его честность. Придя в МВД, Федорчук принес с собой лишь стопку книг. Эта же стопка книг, перевязанная бечевкой, и была в его руках, когда он покидал здание министерства.
Смотрите также:
- ИЗ ЖИЗНИ СПЕЦСЛУЖБ. Украинская "девятка" →
- СКАНДАЛ. Сын посла оказался шпионом →
- П. Гусев: "Их учили убивать" →