ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Можно ли верить инвестиционным фондам?

   
   

Каждый день с телеэкранов и страниц газет самые разные инвестиционные фонды призывают нас отдать им свои чеки. Чем только не завлекают! А выбор - какому фонду отдать предпочтение - сделать все-таки сложно. Сегодня в России действует около 500 чековых инвестиционных фондов. Потенциально надежными эксперты считают те из них, чей уставный капитал составляет минимум 10 - 30 млн. руб. Этому критерию отвечают примерно 15% чековых инвестиционных фондов. Из них только 5,2% имеют уставный капитал более 30 млн. руб. Половина всех крупных фондов находится в Центральном регионе России, прежде всего в Москве и Московской области.

По данным Госкомимущества, инвестиционными фондами собрано более 25 млн. приватизационных чеков. Многие фонды стремятся увеличить чековый потенциал, а потому продолжают наращивать обороты рекламной кампании в прессе и на телевидении. И это, в общем-то, в порядке вещей. Проблема состоит в том, что большинство россиян воспринимают рекламу не иначе как объективную коммерческую информацию. Насколько можно доверять рекламе инвестиционных фондов? На что в действительности могут надеяться их акционеры, по крайней мере в ближайшем будущем?

На эти вопросы отвечает экономический советник ГКИ Р. СИЗОВ.

РЕКЛАМА - ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ

ЦЕЛЬ любой рекламной кампании - обеспечить продажу того или иного товара. Товар инвестиционного фонда - его собственное имя, которое должно вызывать доверие и привлекать внимание владельцев приватизационных чеков.

Одни фонды пытаются решить эту задачу, включив в свою рекламу информацию о тех известных большинству россиян предприятиях, чьи акции они собираются приобрести или уже приобрели на чековом аукционе. В данном случае обыгрывается один из наиболее распространенных стереотипов: чем известнее и крупнее предприятие, тем выше дивиденды по его акциям и, следовательно, тем выше будут дивиденды по акциям инвестиционного фонда.

Однако в ряде случаев эти ожидания могут не оправдаться. Проблема заключается в том, что для модернизации крупных предприятий потребуются значительные по своему объему инвестиции. Это значит, что вся прибыль, если, конечно, она вообще будет получена по итогам года, пойдет на развитие производства, а отнюдь не на выплату дивидендов акционерам.

Другие фонды стараются привлечь внимание владельцев приватизационных чеков тем, что рекламируют сугубо отраслевой характер своих инвестиций. При этом речь прежде всего идет о тех предприятиях, которые относятся к экспортным, на бытовом уровне - валютным отраслям промышленности.

Тем, кто считает это весомым аргументом, стоит помнить, что реальные возможности "отраслевого" фонда в формировании инвестиционного портфеля в значительной степени ограничиваются конкуренцией со стороны других инвестиционных фондов.

Кроме того, число перспективных предприятий в любой отрасли не так велико. Это значит, что фонд, который проводит "отраслевую" инвестиционную политику, будет вынужден реализовать часть своих чеков менее эффективно, чем хотелось бы его акционерам.

Наконец, есть фонды, которые, не мудрствуя лукаво, просто обещают выплатить высокие дивиденды, причем в самые короткие сроки. Поскольку по закону чековым фондам запрещено предоставлять какие-либо конкретные гарантии своим акционерам, некоторые из них, видоизменив тактику, используют в рекламе информацию о тех дивидендах, которые они уже выплатили по итогам первого полугодия.

Однако очевидно, что эти дивиденды не являются результатом эффективного вложения чеков в акции приватизированных предприятий (последние в середине года и не могли выплатить дивиденды). Скорее всего - это итог краткосрочных операций фонда на рынке ценных бумаг.

БУДЬТЕ РЕАЛИСТАМИ!

ПРИВЕДЕННЫЕ выше примеры свидетельствуют о том, что, оценивая те или иные обещания фондов, необходимо прежде всего оставаться реалистами. В условиях высокой инфляции основная часть дохода по акциям складывается не столько из дивидендов, сколько за счет прироста курсовой стоимости акций на фондовом рынке. В этом случае их всегда можно выгодно продать и получить неплохой доход. (Чековые инвестиционные фонды являются фондами закрытого типа, а потому не принимают обратно акции у своих акционеров. Единственная возможность реализовать свои акции - это продать их на вторичном рынке ценных бумаг.)

Пока на российских фондовых биржах представлены акции немногих чековых инвестиционных фондов. При этом в большинстве случаев они продаются и покупаются по цене ниже своего номинала. Впрочем, иного на стадии становления фондового рынка в России, видимо, и быть не может. Первые более или менее объективные выводы о реальных перспективах инвестиционных фондов в России можно будет сделать не ранее весны следующего года, когда чековые фонды должны будут отчитаться за свою деятельность перед органами финансового контроля и акционерами.

АБСОЛЮТНЫХ ГАРАНТИЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

ВЕРОЯТНО, далеко не всем акционерам этот отчетный период принесет позитивные результаты. Нельзя исключить вариант банкротства некоторых, прежде всего мелких, фондов.

Что ж, в этом - логика рыночной экономики: кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Чековые инвестиционные фонды являются частными акционерными компаниями, а потому сами ведут свою деятельность и сами (а отнюдь не государство) несут ответственность за ее результаты перед акционерами.

Лицензии Государственного или региональных комитетов по управлению имуществом не являются гарантией от банкротства. Для акционеров это, скорее, свидетельство того, что руководство избранного ими фонда обладает знаниями и квалификацией, которые необходимы для работы с приватизационными чеками. Конечно, чисто гипотетически и квалифицированные специалисты могут оказаться людьми, нечистыми на руку. Но в этом случае ими будет заниматься не Госкомимущество, а правоохранительные и судебные органы.

Первый опыт приватизации говорит о том, что все-таки наименее надежны те компании, которые не имеют государственной лицензии. До сего времени все скандалы с ваучерами были связаны именно с такими коммерческими структурами.

Смотрите также: