Мнение специалиста. "Не делайте из нас пугала"

   
   

Прокомментировать материал журналиста "АиФ" мы попросили бывшего начальника штаба 28-й армии, генерал-майора запаса Александра ВЛАДИМИРОВА.

Отношение к Президенту Ельцину в Вооруженных силах действительно неоднозначно. Но я думаю, что превалирует все-таки элемент доверия, потому что практически Президент Ельцин - единственная из всей исполнительной власти, по-настоящему уважаемая армией личность. Это первый за многие годы руководитель государства, который не "подставлял" армию и не дезавуировал ее действия.

Успешное участие Вооруженных сил в событиях 3 - 4 октября может считаться началом какого-то нового этапа взаимоотношений между главой исполнительной власти и Вооруженными силами за последние годы. Много раз случалось так, что армия выполняла приказ, а глава государства сваливал затем всю ответственность за его исполнение на армию. Я имею в виду события в Баку, Тбилиси, Вильнюсе и др.

В Москве 3 - 4 октября все было иначе. Именно после этих событий армия поверила в Ельцина как своего Верховного главнокомандующего. А больше и верить некому.

Те обязательства, которые Ельцин брал перед армией, он честно старался выполнить. Но он не может выполнить обещания, данные в свое время Верховным Советом. Декларированные в нем льготы и суммы под эти льготы попросту неоткуда взять. Так законодательная власть в глазах армии подставила исполнительную. Но все это не связывается с именем Президента. Все понимают его трудности.

В результате распада СССР и дезавуирования коммунистических идеалов в армии действительно образовался духовный вакуум, который, увы, ничем не заполняется. Никто не занимается моральным воспитанием личного состава на примерах замечательной истории российской армии. Все пущено на самотек. Вооруженные силы стремятся утопить свои проблемы в достаточно интенсивной при нашем нищем состоянии боевой подготовке и пытаются собственными силами развязать тот клубок проблем, в котором они запутались.

Самое гнетущее впечатление на Вооруженные силы оказывает невыплата вовремя денежного содержания. Такие случаи есть и сейчас. Из этого положения есть выход. Президент должен отдать распоряжение ЦБ, а он в свою очередь - своим филиалам, чтобы каждой воинской части выдавался ежемесячно технический кредит только на выплату зарплаты и снабжение продуктами питания.

Теперь что касается предательства интересов народа и армии при подписании беловежских соглашений. Такое мнение в Вооруженных силах действительно было, особенно сразу после встречи под Минском. В течение 1992 г. оно было хотя и не определяющим, но достаточно сильным. Но постепенно все поняли, что прежнего уже не вернуть. Потом была некоторая реанимация этого мнения на основании выступлений Руцкого, который был в армии достаточно популярен. Тем не менее я могу с уверенностью сказать, что этого бурчания сейчас в армии нет. Все понимают, что любая попытка восстановить Советский Союз неизбежно приведет к гражданской войне, которой Вооруженные силы не хотят. Это однозначно. Подобные высказывания, возможно, можно еще услышать от высоких функционеров Генштаба, потому что они не отвечают непосредственно за людей. Но ни один командир полка, дивизии или армии не поведет своих солдат чего-то там восстанавливать. А те, кто думает, что Вооруженным силам достаточно просто отдать команду и они пойдут воевать за воссоединение пусть запомнят: нет уже более той армии, которой просто можно было отдать команду, и она шла. Тбилиси, Баку, Вильнюс многому ее научили.

Разумеется, следует признать, что у реакционной части российского генералитета остается возможность влиять на события, скажем, в Кавказском регионе, с помощью продажи оружия. Это преступление, и я думаю, что еще наступит время, когда продажа или передача оружия местным кланам получит должную оценку со стороны военного трибунала. Но это не политика Российского государства, это ошибки и преступления отдельных ее политиков. Они просто не понимают, как опасно насаждать психологию Ольстера.

Процесс воссоединения республик бывшего СССР может пойти, но исключительно на добровольной основе. И экономическое соглашение, подписанное недавно странами СНГ показывает, что он уже начался. Проблема в другом. У России не выработана концепция отношений и со своими национальными окраинами и со странами ближнего зарубежья. А раз нет концепции, то неизвестна и функция армии.

Теперь о личности министра обороны П. Грачева. Несмотря на крайне разные мнения о нем и уровне его авторитетности в армии, хочу сказать, что он прогрессирует и как военачальник, " как политик. Грачев - из тех, кто имеет свои собственные позиции, идущие в русле демократических преобразований в России. Всякие разговоры о том, колебался ли он в ту октябрьскую ночь или нет, нужно отставить, потому что командующий, принимая решение, от которого зависят судьбы многих людей, всегда колеблется. Главное, что он не колебался в поддержке Президента. Конечно, стрелять из танков по парламенту неприлично, но если бы не было этих танков, при штурме погибли бы тысячи людей с обеих сторон.

Какие выводы нужно сделать, исходя из сложившейся ситуации в армии и в стране?

1. Необходимо радикально реформировать Вооруженные силы. У нас сейчас армия империалистического государства. Начиная с Ивана Грозного, Россия провела 22 войны, из них только 4 оборонительных. Менталитет военнослужащих, структура армии остались имперскими. Реформа должна превратить ее в оборонительную национальную силу, интегрированную в систему коллективной безопасности СНГ, Европы и мира. Но многие из тех, кто стоит до сих пор у власти, видят в ней по-прежнему инструмент устрашения ближних и дальних стран и народов.

2. Необходима чистка всех силовых структур, в том числе и армии. Далеко не все генералы и офицеры разделяют демократические ценности. Германия после войны прошла денацификацию, мы, и армия в первую очередь, должны пройти декоммунизацию. Имперский моральный дух армии должен быть переориентирован на демократические ценности, прежде всего на ценность самого человека.

3. Выработка новой социальной политики - это, кстати, не дело самой армии, это дело всего государства. Должны быть созданы экономические условия для военнослужащих и членов их семей, чтобы на этой базе формировался престиж армии.

Сама армия себя реформировать не может, в ней нет таких сил. Реформа должна исходить от нового парламента.

ОТ РЕДАКЦИИ: публикуя эти материалы, мы надеемся, что наши читатели, прежде всего военнослужащие, выскажут о них в письмах свое мнение.

Смотрите также: