ПОЛИТИКА И МЕДИЦИНА. "Не надо из меня делать убийцу"

   
   

Беседа нашего корреспондента И. МОРЖАРЕТТО с министром здравоохранения РФ Э. НЕЧАЕВЫМ.

- Эдуард Александрович, здравоохранение - отрасль сугубо гражданская, специфическая, а вы - человек военный, генерал-полковник... И посмотрите заголовки газетных статей о вашей деятельности в министерстве: "Генеральский клистир", "Слон в посудной лавке", "Солдаты не рожают"....

- Как же, читал... Правда, газеты, указывая мое воинское знание, почему-то забывают добавить, что я по специальности - военный медик, кардиохирург, давно уже - доктор наук, профессор, член-корреспондент Академии медицинских наук... Я был главным хирургом в Афганистане, главным хирургом Советской Армии, руководил медицинской службой во время ликвидации последствий землетрясения в Армении. Не понимаю, почему я должен стесняться того, что я военный, - я горжусь этим. Знаете, а ведь на Западе, на опыт которого сейчас так модно ссылаться, любая крупная фирма считает за честь принять на ответственную работу бывшего офицера, тем более - генерала.

Тем не менее на днях я принял решение уйти в отставку с поста начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны и целиком сосредоточиться на работе в Минздраве.

- Вам ставят в упрек то, что вы привели с собой в Минздрав команду полковников...

- Да, со мной пришли 6 человек, но опять обычно опускают, что трое из них, к примеру, доктора медицинских наук. И скажите, почему я должен терпеть на должности управляющего делами человека неорганизованного? Тут нужен хороший организатор, и полковник Савицкий (профессор, между прочим, и доктор наук) сумел эту работу наладить в кратчайшие сроки.

Должность министра мне предлагали несколько раз, и несколько раз я отказывался. Потом - понял: в наше сложнейшее время необходимо объединить усилия медицины гражданской и военной. Это показали события в Абхазии, Осетии, Таджикистане, Приднестровье, Москве.

Я с большим уважением отношусь к своим предшественникам на министерском посту, но как могло произойти, что единый организм Минздрава, в который входила санэпидслужба, разрушен? Вот недавно на Совете безопасности Президент поднимает вопрос: что делать, из Афганистана идет холера, там уже десятки человек погибли? Санэпидслужба должна создать кордон. Но какой. это кордон, если у них есть только врачи, которые не лечат и у которых нет ни одной койки? Я понимаю, санитарная инспекция, контролирующая качество продуктов, может быть независимой, но служба эпидемиологическая? В Главном медицинском управлении я такого раздела не допустил, у нас в гарнизонах работают вместе - и врачи лечащие, и санитарные.

- Как начальник управления, генерал, вы могли приехать в гарнизон и снять там за несоответствие занимаемой должности любого врача. А как министр здравоохранения России - имеете ли право уволить некомпетентного заведующего райздравом?

- В армии, как и в стране, к несчастью, идут свои процессы деления. В 1989 г. я приехал с проверкой на остров Русский, где базировался учебный отряд Тихоокеанского флота. Выяснил, что начальник медслужбы - никудышный. Написал представление об освобождении его от должности, раз, два... А военно-морское ведомство его оставило. Спустя восемь месяцев разразился скандал, в результате которого "полетели" очень многие начальники.

И как министр здравоохранения я не могу снять нерадивого чиновника - а только ходатайствовать перед местными властями. Но я и не ставлю такой задачи - кого-то снимать. Задача министерства в другом - в том, чтобы помогать органам здравоохранения на местах.

- Как совместить рыночные отношения в медицине с бесплатной медицинской помощью, которую гарантировала прежняя Конституция?

- Она и должна остаться такой.. Я не против появления платных медицинских услуг, но - не вместо уже существующих бесплатных.

Часто пишут, что я против приватизации аптек. Но смотрите, что может произойти - кто-то приватизировал аптеку в центре города, а потом вместо нее открыл коммерческий магазин или бар. Этого ни в коем случае не должно произойти. Поэтому при приватизации аптеки обязательно должен быть сохранен ее профиль, режим работы и т. д.

А если какой-нибудь инициативный человек надумает открыть аптеку дополнительно - ради Бога, пожалуйста, получайте лицензию и работайте. Вот Иосиф Кобзон открыл частную аптеку. Там даже врач круглосуточно принимает, консультирует больных. Почему же я должен быть против такой инициативы?

- Раз уж мы заговорили об аптеках, давайте от них перейдем к лекарствам. Пожалуй, самое серьезное обвинение, которое выдвигают в ваш адрес, - это то, что, развалив существовавшую до вас систему обеспечения населения лекарственными средствами, вы ничего нового создать не смогли. Прогорают кредиты, предоставленные Западом специально для этих целей, без движения лежит предоставленная правительством валюта, и в это же время ваши специалисты закупают лекарства по цене, значительно превышающей мировую...

- И ваша газета в том числе заклеймила меня и моего заместителя по ГМУ В. Акимочкина за то, что для Министерства обороны мы закупили лекарства у какого-то проектного бюро "Континент" по завышенным ценам, хотя мы этого бюро в глаза не видели. Как и валюты. Акимочкин закупал их у Московской аптечной палаты за рубли по коэффициенту 0,2 (т. е. за 20% от биржевого курса, остальное покрывается за счет государства. - Ред.) и знать не знал, кто и почем их приобретал за границей...

В печати проходила цифра, что министерству на закупку лекарств выделено 1 млрд. 90 млн. долл., из них 280 млн. долл. - наличными, остальные - в виде кредитов, кредитных линий и т. д. 11 все время меня склоняют в газетах, что деньги мне выделены, а я не могу распорядиться им, народ же страдает без лекарств и т. д. На деле на сегодня реально выделено лишь 45 млн. долл. И как истратить эти деньги - решал не я один, решает комиссия Минздрава, потому что надо закупить при таких ограниченных средствах самое необходимое.

Так что я не тратил деньги только потому, что их нет.

- А кредиты?

- Кредиты должны иметь рублевое покрытие здесь, в России, по курсу, который нам устанавливают Минфин и Минэкономики. Раньше был коэффициент 0,2, потом - 0,5, сейчас - 0,7. Но в этом году и рублей нам не выделено, хотя обещано было много... Есть, правда, кредит ЕС в почти 200 млн. долл., под который не требуется рублевого прикрытия, - тут уже заключены контракты, но Минфин тоже пока не дает своего разрешения.

Вот такая ситуация. И не надо из меня делать убийцу, писать, что я сижу на деньгах, а люди умирают... Я все время ставлю вопрос в правительстве, все время принимаются хорошие решения: "выделить", "обеспечить" и т. п., но, к сожалению, денег нет.

- Словом, ситуация с закупками лекарств - безнадежная.

- Не совсем. Ситуация, конечно, сложная, но сейчас удалось разморозить старый кредит по Индии, ожидаются поступления из Польши, Словении.

- Вы и дальше собираетесь сами заниматься закупками?

- Зачем? Министерство закупками заниматься не должно. Оно занимается планированием, обрабатывает заявки, полученные от территорий, анализирует их и выдает рекомендации - какие препараты закупить в первую очередь, какие - во вторую и в каком количестве. Конъюнктурный отдел прорабатывает цены. Ведь именно за счет хорошей конъюнктурной работы нам и удалось сбить цены. И сейчас, после успеха с инсулином, я планирую провести противоопухолевую атаку - серию переговоров о закупках онкологических препаратов. Я постараюсь снизить цену на них. А дальше - я готов поручить проводить закупки любому коммерсанту, любой имеющей на это право организации, но при условии, что цена будет не выше установленной Минздравом.

Смотрите также: