УСИЛИЯ Советского Союза по подведению должной договорной основы под советско-японские отношения наталкиваются на негативную позицию Токио. Японская сторона, выступая на словах за заключение мирного договора, на деле пытается свести все многообразие проблем, требующих решения в процессе подготовки к заключению такого договора, фактически к вопросу об удовлетворении Советским Союзом безосновательно и незаконно предъявляемых Японией требований о передаче ей части советских Курильских островов.
ХАРАКТЕР И ЦЕЛИ "ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ" КАМПАНИИ
В Японии все шире развертывается кампания по выдвижению территориальных претензий к Советскому Союзу. Соответствующие идеи распространяются через средства массовой информации - печать, радио, телевидение, кино. Публикуются карты, на которых южная часть Курильских островов обозначена как территория, принадлежащая Японии. Пересматриваются школьные программы и вносятся соответствующие исправления в учебники. Организуются туристические поездки в район города Немуро на острове Хоккайдо, откуда со специально устроенных обзорных площадок, оборудованных телескопами, можно увидеть острова Малой Курильской гряды. В те же районы стали все чаше наведываться высокопоставленные деятели, члены правительства с целью демонстративного "осмотра" не принадлежащих Японии островов.
Очередным этапом в эскалации этой кампании стало принятое 6 января 1981 г. правительством Японии решение о провозглашении 7 февраля "днем северных территорий". На проводимых в этот день митингах в Токио и других городах страны присутствуют премьер министр, члены кабинета, другие политические деятели.
1 апреля с. г. должен был вступить в силу так называемый "закон о принятии специальных мер по решению проблемы северных территорий и других связанных с ней вопросов". Он предусматривает проведение ряда конкретных мероприятий, включая регистрацию всех желающих в качестве "жителей северных территорий", а также определяет порядок финансирования кампании.
Создается впечатление, что для вдохновителей антисоветской шумихи в Японии первоочередное значение имеет отнюдь не удовлетворение их беспочвенных требований, нереалистичность которых порой признается даже в японской печати. Значительно важнее для них сама возможность иметь постоянный предлог для нападок на Советский Союз.
В тесной увязке с кампанией территориальных притязаний все настойчивее эксплуатируется явно подхваченный с чужого голоса миф о "советской военной угрозе".
Выдвижение притязаний к Советскому Союзу играет немаловажную роль для японских правящих кругов и с точки зрения отвлечения внимания населения от многих стоящих перед страной насущных проблем внутреннего характера. Изображая удовлетворение своих требований чуть ли не как важнейшую национальную задачу, они пытаются заслонить пропагандистской шумихой необходимость решения вопросов в области социального обеспечения, занятости населения и др.
Кроме того, кампания территориальных притязаний непосредственно направлена на содействие распространению в Японии антисоветских и антикоммунистических настроений. В ходе нее в извращенном свете изображается принципиальная миролюбивая внешняя политика Советского Союза, распространяются различные измышления о жизни в СССР, о советском человеке.
Поборникам реваншистских требований удается таким образом внести раскол и в ряды оппозиционных сил страны, привлечь на свою сторону те из них, которые порой стремятся использовать ведущуюся антисоветскую кампанию в своих сиюминутных целях, поступаясь принципиальными соображениями. Особо следует отметить и ту роль, которую играет кампания в культивировании националистических настроений, все заметнее возрождающихся в сегодняшней Японии.
ФАКТЫ ИСТОРИИ
Незаконные притязания Токио сводятся к тому, чтобы Советский Союз передал Японии часть своей территории, причем ее масштабы трактуются двояко. В узком смысле в "северные территории" включаются южная часть Большой Курильской гряды (Кунашир, Итуруп с прилегающими островами), острова Малой Курильской гряды (Танфильева, Юрий, Анучина, Зеленый, Полонского, Шикотан, Сигнальный и др.). В широком смысле в "северные территории" в Токио включаются также все остальные Курильские острова и южная часть острова Сахалин.
Что касается отстаиваемой японскими властями концепции "правомерности" территориальных претензий к СССР, необходимо подчеркнуть, что территориальные уступки царской России, сделанные в свое время под давлением и в результате дипломатического шантажа, потеряли международно-правовую силу вследствие грубого нарушения Японией договоров 1855 и 1875 гг. Япония развязала в 1904 г. войну против России и аннексировала по Портсмутскому мирному договору 1905 года Южный Сахалин. Вторжением на территорию Советской России в 1918 г., оккупацией Северного Сахалина и районов Дальнего Востока Япония фактически разорвала и Портсмутский договор, а последующими агрессивными действиями на границах СССР грубо нарушила советско-японскую конвенцию 1925 г. В результате этих действий Япония лишила себя юридического и морального права ссылаться на все договоры и соглашения, заключенные до второй мировой войны, и территориальные вопросы, таким образом, должны регулироваться только на основе сохраняющих свою силу юридических актов военного и послевоенного времени.
Крымское (Ялтинское) соглашение 1945 г. по вопросам Дальнего Востока между главами правительств СССР. США и Великобритании - главный международно-правовой документ периода второй мировой войны, в котором зафиксирована договоренность основных государств, несущих ответственность за обеспечение мира и международной безопасности, о восстановлении права Советского Союза на владение Южным Сахалином с прилегающими островами и Курильским архипелагом.
Указанным соглашением обусловлено также восстановление правооснований, приобретенных русскими в результате открытия, научного исследования и хозяйственного освоения этих островов.
Несостоятельным является также утверждение японской стороны, что Ялтинское соглашение не имеет обязательной силы для Японии, так как она не была его участником. Известно, что принятие мер в отношении государства-агрессора в период военных действий без его участия находится в полном соответствии с нормами современного международного права. Подписав 2 сентября 1945 г. акт о капитуляции, Япония тем самым взяла на себя обязательство выполнять условия Потсдамской декларации, неразрывно связанной с предшествовавшими решениями союзных держав. В конечном счете сама Япония в статье 2 Сан-Францисского мирного договора (8 сентября 1951 г.) признала условия послевоенного урегулирования в этом районе в следующей формулировке: "Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года".
НЕПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИТЯЗАНИЙ
Часто японская пропаганда заявляет о том, что Советский Союз якобы нарушил пакт о нейтралитете, заключенный в апреле 1941 г. и напал на Японию. Данное утверждение не имеет под собой каких-либо оснований, так как в тексте пакта говорилось, что, "если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая Договаривающаяся Сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта". Япония сама же развязала на Тихом океане агрессию и тем самым лишила себя права ссылаться на этот договор.
Япония многократно и грубо нарушала заключенный с Советским Союзом пакт о нейтралитете, подготовив план нападения на СССР - "Особые маневры Квантунской армии" и заключив с Германией секретное соглашение о разделе советской территории по меридиану Омска. В течение 1941 - 1945 гг. генеральный штаб и министерство иностранных дел Японии снабжали гитлеровскую Германию разведывательными данными об экономическом и военном положении СССР.
Хотя Япония и не напала на Советский Союз, тем не менее она в нарушение пакта, предусматривавшего поддержание мирных и дружественных отношений, сосредоточила на границах с СССР Квантунскую армию, насчитывавшую около миллиона человек. 1000 танков, 1500 самолетов. Она постоянно нарушала государственные границы Советского Союза и, сковывая на Дальнем Востоке значительные силы Красной Армии, тем самым оказывала неоценимую помощь фашистской Германии СССР был вынужден держать там 30 - 40 дивизий в готовности отразить возможное японское нападение. Только в 1942 г. было совершено 96 нарушений советской границы.
С июня 1941 г. по конец 1944 г. японским военно-морским флотом было потоплено или задержано 178 советских торговых судов. Так, японские вооруженные силы совершили нападение на группу советских судов и потопили такие крупные пароходы, как "Перекоп" и "Майкоп".
В 1956 г. была подписана Совместная декларация СССР и Японии, пункт 9 которой предусматривал проведение переговоров о заключении мирного договора. При этом, говорилось далее, Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Токио Малой Курильской гряды, с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией.
Однако 19 января 1960 г., в нарушение духа и буквы Совместной советско-японской декларации, в Вашингтоне был подписан японо-американский договор безопасности, который узаконивал использование территории Японии иностранной державой в ущерб интересам безопасности СССР. В коренным образом изменившейся обстановке передача Японии Малой Курильской гряды означала бы автоматическое расширение военного плацдарма, направленного против Советского Союза.
Таким образом, из года в год после окончания второй мировой войны Япония своей политикой - предоставлением территории для размещения иностранных военных баз, заключением направленных против Советского Союза договоров с другими государствами - сама сужала возможности для достижения взаимоприемлемой договоренности по вопросам заключения мирного договора.
Смотрите также:
- ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Кто мешает улучшению советско-японских отношений →
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧЕНОГО. СССР-Япония: вокруг мирного договора →
- ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Беспочвенные притязания →