Ю. ЛУКИН, доктор философских наук.
ОБОСТРЕНИЕ идеологической борьбы на международной арене нашло свое отражение буквально во всех сферах духовной жизни. Не стоит в стороне и художественное творчество, которое на Западе традиционно до самого последнего времени объявлялось (хотя бы теоретически) "абсолютно свободным", "беспартийным".
Еще 10 - 15 лет назад в капиталистических странах выходили книги, в которых утверждалась несовместимость идеологических постулатов и художественного творчества. Теперь наши противники не только признают зависимость буржуазного искусства от буржуазной морали, но и еще более открыто провозглашают целью своего творчества апологетику капитализма.
"ТВОРЧЕСКОЕ" СОДРУЖЕСТВО
Американская администрация, пропагандистский аппарат действуют в тесном контакте с продажными деятелями искусства.
Когда, например, президент Соединенных Штатов Америки в начале февраля прошлого года представил на утверждение американского конгресса военный бюджет на 1983 финансовый год на фантастическую сумму 263 млрд. долл., в эти же самые дни по американскому телевидению началась демонстрация телевизионного фильма "Третья мировая война".
Сюжет фильма основан на том, что будто бы советский десант высаживается на Аляске, перекрывает одну из" нефтеперегонных станций, обеспечивающую топливом США, При этом, конечно, "доблестные" американские солдаты дают отпор этим лыжникам с автоматами, со звездой на меховых шапках, и таким образом начинается третья мировая война.
Подобного рода кинопродукция воздействует на обывателя. Если 5 - 6 лет назад из 100 опрошенных американцев только 40 человек верили в то, что Советский Союз готов начать третью мировую войну, то последний опрос показывает, что еще большее число американцев поддерживает подобный миф. И внушить это призваны произведения, подобные "Третьей мировой войне".
На театральных подмостках Запада сейчас нередки спектакли, в крайне извращенном виде представляющие борьбу Коммунистической партии с эсерами, нэп и политику "военного коммунизма". Одна из таких пьес-фальсификаций французского автора К. Вермореля идет не только на Елисейских полях в Париже, но и в столицах некоторых других стран Европы.
ПРАВДИВОСТЬ ИСКУССТВА
Ярким художественным опровержением подобных театральных подтасовок служит построенный на документальных материалах спектакль МХАТа СССР им. М. Горького "Так победим!" по пьесе М. Шатрова. Здесь удалось главное - убедительно показать историческую правоту В. И. Ленина в решении таких вопросов, которые были актуальными в первые годы Советской власти и нисколько не утратили своей злободневности спустя более шести десятков лет: долговременная политика мирного сосуществования государств с различным общественным строем, взаимовыгодная польза торговли с капиталистическими странами, роль и место профсоюзов в социалистическом обществе, национальная политика партии, взаимоотношения города и деревни и др.
МЕТОДЫ РАЗНЫЕ ЦЕЛЬ ОДНА
Западная "советология" никогда не отличалась особой объективностью в освещении нашей культуры.
Проявляется это в разных формах. Так, в освещении истории русской культуры XIX века западные авторы стремятся противопоставить реальной истории, так сказать, "теневую", параллельную историю, когда в один ряд с А. Пушкиным, А. Герценом, А. Чеховым ставятся Н. Кукольник, Н. Греч, Ф. Булгарин. Когда в работах западных авторов речь идет о классиках русской литературы, к примеру, о Л. Толстом или о Ф. Достоевском, на первый план выдвигается и гипертрофируется 10, что составляет слабость, а не силу этих художников.
Одиозным является стремление растворить и современную советскую литературу в общем русле всех так или иначе пишущих на русском языке. И в разряд произведений советских писателей зачисляются "сочинения" А. Солженицына, клеветнические писания В. Максимова и других. Всячески принижаются "советологами" достижения национальных литератур нашей страны.
И все-таки представим себе, что житель Соединенных Штатов, каким-то образом узнав (хотя получить объективные сведения о советской литературе сегодня в США очень и очень нелегко) о замечательных достижениях грузинских прозаиков в последние годы, приходит в одну из американских библиотек с целью ознакомиться с произведениями Н. Думбадзе, Ч. Амирэджиби, О. Чиладзе. Но, оказывается, сделать это невозможно: грузинской литературы в библиотечных каталогах... вообще не существует.
Несмотря на всю фантастичность этой сцены, она вполне реальна. В библиотеках США и Великобритании широко применяется "Десятичная классификация" М. Дьюи. Для классификации литературы в ней предусмотрено девять основных делений, восемь из которых отведено литературе американской, нескольким литературам на романо-германских языках, латинской и греческой литературам. Все остальные литературы мира собраны в единственной рубрике "Другие литературы". "Десятичная классификация" имеет ярко выраженную "западную" ориентацию; помимо предоставления странам Запада преимущества в языковых и территориальных делениях, это проявляется и в том, что таблица жанров разработана только в расчете на европейские литературы. Так что в таком каталоге вообще отсутствуют не только грузинская, но и узбекская, киргизская, казахская, некоторые другие советские литературы.
МНЕНИЕ УЧЕНОГО
Однако успехи советского народа в культурном строительстве столь велики и значительны, что их признают и объективно мыслящие люди на Западе. Сошлемся на высказывание крупнейшего английского историка А. Тойнби, который писал: "Ваша страна состоит из такого множества народов, разговаривающих на стольких различных языках и унаследовавших столь различные культуры, что она является моделью мира в целом; и соединением этих культурных и языковых разновидностей и экономическим, социальным и политическим единством на федеральной основе вы продемонстрировали в Советском Союзе, как это могло бы быть в мире в целом и как, я надеюсь, осуществится в будущем".
Здесь точно подмечена объективная логика исторического развития человечества.
Смотрите также:
- ЗА МИР, ПРОТИВ ВОЙНЫ. АМЕРИКАНСКАЯ УГРОЗА И ПРОТЕСТ МИЛЛИОНОВ →
- КУЛЬТУРА. Советская литература: активная позиция →
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ КНИГА. АКТУАЛЬНО, УБЕДИТЕЛЬНО →