АНТИКУЛЬТУРА. КТО И ЗАЧЕМ ПРОДАЕТ МУЗЫКУ некоторые черты западного искусства

   
   

Когда в 1974 г. в США доходы от продажи грампластинок впервые превысили прибыли, получаемые Голливудом, экономические данные лишь подтвердили то, что давно уже было известно социологам: в империи развлечений сегодня "бал правит" поп-музыка. При этом поп-музыка (т. е. популярная) продолжает оставаться ориентированной на молодежь. 80 проц. покупателей пластинок на Западе - моложе 30 лет, а 75 проц. из них не достигли 25-летнего возраста.

Открытием для всех, кто занимается изучением массовых музыкальных жанров, стали статистические данные о наиболее популярных мелодиях послевоенного периода. Они были опубликованы недавно американским журналом "Вэрайети".

В "сводном списке" не нашлось места многим песням, которые в свое время были весьма популярны: упомянуты лишь три известных певца прошлого. Зато фигурируют десятки бесталанных композиторов, исполнителей невыразительных песен.

Вывод напрашивается сам собой: талант, музыкальность, хороший вкус ныне не решают в мире музыкально-песенной индустрии Запада почти что ничего. Подавляющее большинство того, что звучит сегодня со сцены, в радиоэфире и на телеэкране, - песенки-однодневки, которые не позже чем через неделю будут вытеснены такими же, не лучше и не хуже. Эти поделки сочиняются чуть ли не конвейерным способом ремесленниками-борзописцами и исполняются специально подбираемыми людьми, которые должны обладать лишь двумя свойствами - сговорчивостью и потенциальной способностью стать "идолами" для подражания. Товар есть товар, даже если это музыка, только бы он приносил прибыль.

Что же делает популярными такие песни-однодневки? Прежде всего личная экстравагантность исполнителей, неплохая режиссура и, конечно же, реклама. О манипулировании мнением потребителя, о тщательно отлаженном механизме буржуазной рекламы у нас написано немало. Важно подчеркнуть, что и поп-музыка через "чартс", "хит-парады", "фэн-клубы" (соответственно списки грампластинок-бестселлеров, радиопередачи по заявкам, объединения "поклонников") направляет спрос в нужное русло.

КТО ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ...

Сознательно концентрируя интересы западной молодежи на "идолах", буржуазные идеологи имеют целью прежде всего отвлечь ее от острых социальных проблем, не допустить, чтобы в поисках идеала она обратилась к подлинно прогрессивным идеям. Тем самым буржуазные идеологи стремятся воздвигнуть своеобразный профилактический барьер между молодежью и политикой.

Как известно, в период молодежного протеста 1967- 1969 гг. на Западе было сочинено немало песен, критический пафос которых был направлен не только против отдельных "видимых" пороков буржуазного общества (война во Вьетнаме, расизм, загрязнение окружающей среды, ханжеская мораль и т. п.), но и поднимался до социальных обобщений (лучшие песни "Битлз", западногерманского "Полит-кабаре" "Флодеколон" и др.). Именно эти песни создали определенный "идейный капитал" всей поп-музыки, сделав ее популярной.

Шоу-бизнес ныне покупает юных артистов прямо на корню, укрощая строптивых и превращая их в суперзвезд, полностью оторванных от своей среды. Понимая, что "буржуазная массовая культура" так или иначе сможет вывернуть наизнанку любые благие намерения, иные музыканты ведут поиски форм "песенного протеста" за пределами смысла, прибегая к помощи сюрреализма. Лишь изредка их протест, первоначально направленный против штампов "массовой культуры" и ее ханжеской морали, поднимается до осознанного неприятия породившего их общества.

Бывает и так, что перелицовываются песни прогрессивного содержания, ставшие популярными. Например, переделанный антирасистский блюз Б. Брунзи стал гимном фашиствующего Британского национального фронта.

Ну, а уж если песня или исполнитель неугодны по идеологическим соображениям, тогда берегись! Так стало, например, в 70-х годах с талантливой песней "Верните Ирландию ирландцам" П. Маккартни, которая была бойкотирована западными радиостанциями. Спустя десять лет совместная (и очень интересная) работа того же композитора с негритянским артистом С. Уондером - песня "Черное дерево и слоновая кость" (поэтически образная критика расовой сегрегации) была "не замечена" жюри престижной в мире грамзаписи международной премии "Грэми", хотя, по единодушному мнению прессы, именно эта песня и была достойна награды.

И КТО ЗА НЕЕ ПЛАТИТ

Плоды всей этой деятельности буржуазных идеологов пожинает молодое поколение на Западе. Плоды эти - эмоциональное и музыкальное невежество, легковесность, бездуховность и безыдейность.

Сам феномен поп музыки превращен в мощное средство воздействия на сознание молодежи, используя которое идеологи стараются приучить молодых людей к бездумному "спонтанному" восприятию жизни, а возбуждая у них эмоциональные рефлексы, - притупить разум, выработать в конечном счете у молодежи определенный тип мышления, который сегодня имеет даже свою дефиницию - "поп-мышление".

Классовый смысл подобных манипуляций не всегда очевиден. Если в сфере производства люди делятся на собственников средств производства и наемных тружеников, то в сфере потребления классовые различия выступают не всегда столь же четко. Молодому человеку внушают, будто, обладая таким же галстуком или костюмом, как и миллиардер, слушая ту же пластинку, он ничем особенным не отличается от него и что в его интересах попытаться "догнать" его, как это сделали в свое время та или иная "звезда" или "идол". Такова продуманная стратегия апологетов западного образа жизни. Остальное - дело техники. Реклама буквально обволакивает человека и без устали призывает его стать полноценной "личностью", то есть... покупать, покупать, покупать, окружить себя теми же вещами, что и "идолы", одеваться, как они. И естественно, что для этого нужны деньги, деньги, деньги, как поется в популярной песне ансамбля "АББА".

Внушить человеку с юношеских лет такие заведомо ложные ценности, которые не угрожают буржуазному миру, а укрепляют его, - такова одна из целей западной пропаганды, в которой поп-музыка играет далеко не последнюю роль.

Д. УХОВ, искусствовед

Смотрите также: