Во многих магазинах, предприятиях бытового обслуживания и т. д. в последние месяцы изменился режим работы. Для чего это сделано - попятно. Чтобы люди, не отпрашиваясь с работы, могли спокойно делать необходимые дела. Однако есть еще немало учреждений и магазинов, где графики работы остались прежними. Что намечается сделать для дальнейшего совершенствования системы обслуживания населения?
Е. Половинкина, Рязань
Отвечая на многие подобные вопросы, с которыми читатели обращаются в газеты и журналы, заместитель министра торговли СССР Ф. И. ИСАЕВ привел следующие данные.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в торговле осуществлены дополнительные меры по установлению такого режима работы магазинов, который в большей степени давал бы возможность населению покупать товары в свободное от работы время. Число дежурных продовольственных магазинов уже в январе - марте 1983 г. увеличилось с 5363 до 9152, или на 71 проц. Сейчас большинство продовольственных магазинов работает до 20 - 21 часа.
Для большего удобства населения увеличено число постоянно действующих пунктов приема заказов, расположенных непосредственно на промышленных предприятиях, стройках и в учреждениях, с 7613 до 8315; магазинов и отделов по продаже полуфабрикатов и готовых кулинарных изделий - с 17245 до 18298, в том числе на производственных предприятиях, в организациях и учреждениях - с 8628 до 9019 единиц.
Сейчас почти половина непродовольственных магазинов государственной торговли (26345 единиц, или 45 проц.) заканчивает работу в 20 часов и позднее, в то время как 1 июля 1982 г. по такому режиму их работало лишь 17 проц. В 20 часов и позднее заканчивают торговлю большинство универмагов, крупных непродовольственных магазинов, а также многие специализированные магазины, по продаже детских товаров, радиотоваров, электротоваров, мебели, хозяйственных товаров и строительных материалов, ювелирных изделий. Продлены часы работы комиссионных магазинов.
Вместе с тем упорядочению режима работы предприятий торговли и общественного питания положено только начало. Вероятно, дело пойдет быстрее, если местные Советы народных депутатов, которым предоставлено право устанавливать часы работы предприятий сферы обслуживания, и министерства торговли союзных республик предпримут в этом направлении более энергичные шаги.
Следует учесть и то, что с новым режимом работы предприятий торговли и общественного питания не везде согласованы часы работы дошкольных учреждений, групп продленного дня в школах. Комиссия Президиума Совета Министров СССР по торговле в июне текущего года поручила Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР рассмотреть и положительно решить вопрос о содержании детей торговых работников в яслях и детских садах в часы, соответствующие режиму работы предприятий торговли и общественного питания.
* * *
Почему в нашей стране выпускается мало пластинок с записями современной западной музыки?
В. Гусев, Краснодар
ВО ВСЕСОЮЗНОЙ фирме грампластинок "Мелодия" нам сообщили, что фирма, стараясь учитывать разнообразие интересов многочисленных любителей музыки в нашей стране, знакомит их с лучшими образцами западного музыкального искусства. В частности, только по разделу современной эстрадной музыки ежегодно закупается примерно 30 лицензионных пластинок. Начиная с 1974 года фирма "Мелодия" закупила более 200 лицензий крупнейших западных фирм.
Однако, как показывает практика, тиражи грампластинок пока не удовлетворяют всевозрастающий спрос советских любителей музыки. Каждая грампластинка выпускается тиражом 20 - 30 тыс., максимум - 100 тыс. экземпляров. Объясняется это прежде всего ограничением по тиражу, который накладывают на нас зарубежные фирмы. Сказывается и недостаток производственных мощностей фирмы "Мелодия".
Необходимо отметить и такое обстоятельство: отбор музыкальных сочинений затрудняется тем, что коммерческая музыкальная продукция Запада - это поток текстов, восхваляющих насилие, гангстеризм, проповедующих порнографию. Естественно, всему этому у нас ставится заслон.
В перспективе предполагается расширение географии стран, продающих нам лицензии на выпуск грампластинок, а также увеличение их тиражей.
* * *
Как идет подготовка к летним Олимпийским играм в Лос-Анджелесе и во сколько обойдется зрителям посещение соревнований Олимпиады-84?
М. Панин, Новосибирск
НАК ИЗВЕСТНО, очередные летние Олимпийские игры состоятся с 28 июля по 12 августа 1984 года в Лос-Анджелесе, крупнейшем городе американского штата Калифорния.
В соответствии с Олимпийской хартией Олимпийские игры призваны способствовать воспитанию молодежи "в духе взаимопонимания и дружбы во имя создания лучшего и более спокойного мира". Однако на этот раз организаторы Игр XXIII Олимпиады, похоже, поставили перед собой иные задачи. Как отмечает выходящий в Париже журнал "Континентал спортс", ко всей их деятельности применим девиз: "Вначале - доходы, дружба - потом".
Одновременно все явственнее проявляется намерение нынешней администрации использовать Игры в политическом плане как козырь в предвыборной борьбе за президентское кресло, а также для пропаганды за рубежом американского образа жизни.
В связи с этим администрация США призывает крупных бизнесменов и ведущие американские корпорации поддерживать и финансировать Национальный олимпийский комитет США, который осуществляет подготовку американских спортсменов к Играм.
Широко рекламируется "новаторский" подход к проведению Игр - организация их с помощью частного бизнеса, без привлечения государственных субсидий. Не случайно в числе "официальных поставщиков" и "спонсоров" Игр оказались крупнейшие американские транснациональные корпорации, такие, как "Дженерал моторс", "Атлантик Ричфилд", "Кока- Кола", "ИТТ" и другие. Именно эти фирмы оказались первыми реальными победителями Олимпиады в Лос-Анджелесе.
О стремлении к извлечению максимальной прибыли свидетельствует и обнародованная недавно билетная программа Оргкомитета. В наиболее невыгодном положении окажется тот, кто захочет посмотреть все соревнования по интересующему его виду спорта. Так, комплект билетов только на одни состязания по легкой атлетике будет стоить до 1000 долл. Необычайно дороги и билеты на открытие Игр, лучшие из которых будут стоить 200 долл., а худшие - 50.
Пытаясь доказать, что билеты на соревнования доступны, организаторы Игр ссылаются на то, что средняя стоимость всех билетов составляет 18 долл. Однако на самом деле эта цифра сильно занижена, поскольку включает 1 млн. дешевых билетов на матчи предварительного футбольного турнира, который пройдет за тысячи километров от Лос-Анджелеса.
Ответ подготовил В. АЛЕКСЕЕВ
* * *
Западные страны утверждают, что якобы с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан последний утратил статус неприсоединившегося государства. Что можно сказать по этому поводу?
В. Мурашов, пропагандист, г. Петропавловск- Камчатский, В. Калинин, Москва и др.
Читателям отвечает кандидат исторических наук В. КОЗИН.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, некоторые государственные деятели и средства массовой информации Запада пытаются широко эксплуатировать тезис о необходимости "восстановления статуса Афганистана как неприсоединившегося государства, утраченного в связи с вводом советских войск на его территорию". Примечательно, что такие голоса раздаются со стороны государств, которые традиционно никогда не являлись друзьями движения неприсоединения, а наоборот, испытывали к нему неприязнь и не уважали его идеалы. Но так или иначе требования о "сохранении статуса неприсоединения Афганистана" имеют место. Они были бы справедливы и правомерны, если бы Афганистан действительно утратил такой статус. Однако этого не произошло. Афганистан никогда не утрачивал статуса неприсоединившегося государства и членства в движении неприсоединения, и, стало быть, ему нет необходимости его "возвращать". Почему? Давайте разберемся.
Во-первых, Афганистан входит в число стран, стоявших у истоков движения неприсоединения, и принимал активное участие в работе всех высших представительных форумов неприсоединившихся стран начиная с первой конференции этого движения в Белграде в 1961 году. Он участвовал и в состоявшейся в марте этого года конференции неприсоединившихся государств на высшем уровне в Дели, причем был избран на ней членом Координационного бюро движения неприсоединения от Азии.
Во-вторых, курс неприсоединения Афганистана закреплен в важных партийно-государственных документах республики. Уже в первом программном документе, принятом после победы в Афганистане Апрельской революции пять лет назад, подчеркивалось, что ДРА будет активно следовать мирной политике неприсоединения, политике позитивного и активного нейтралитета. Этот внешнеполитический курс законодательно подтвержден во временной конституции страны, вступившей в силу в апреле 1980 года.
В ст. 10. Конституции прямо говорится: "Внешняя политика ДРА направлена на укрепление всеобщего мира, развитие широкого международного сотрудничества, защиту государственных интересов страны. Основой внешнеполитической деятельности ДРА являются принципы мирного сосуществования и политика позитивного и активного неприсоединения".
Наконец, курс неприсоединения Афганистана отражен в Программе действий Народно- демократической партии Афганистана, принятой в марте 1982 года.
Многие наблюдатели справедливо замечают, что, хотя Афганистан являлся активным членом движения неприсоединения и до Апрельской революции 1978 г., после ее победы у него появились более благоприятные возможности для проведения последовательного принципиального курса неприсоединения на международной арене.
ДРА не раз подтверждала свою приверженность ключевым принципам движения неприсоединения. Афганистан не участвует в военно-политических блоках, занимает четкую позицию по таким важным вопросам, как вопросы войны и мира, борьбы за устранение угрозы ядерной войны, за разоружение, за взаимовыгодное и равноправное сотрудничество между народами, за обеспечение их права на независимое, самостоятельное развитие. ДРА - миролюбивое государство, никогда не нападавшее на кого-либо, не угрожавшее кому- либо силой. Временная конституция страны запрещает пропаганду войны.
Как заявил министр иностранных дел ДРА Ш. М. Дост, "внешняя политика демократического Афганистана - это последовательная политика мира и решительного отстаивания коренных национальных интересов нашего народа".
Так называемые "сторонники" сохранения статуса неприсоединения Афганистана пытаются оперировать тезисом о наличии на его территории "иностранных войск". Да, этот факт имеет место. Но также существует и факт размещения целыми десятилетиями на территории неприсоединившихся стран вооруженных сил ведущих империалистических государств, главным образом США. Только в районе Индийского океана сосредоточено несколько десятков крупных военных баз Вашингтона, причем большая их часть - в непосредственной близости от ДРА. Здесь же сконцентрирована 140-тысячная группировка вооруженных сил США и складировано ядерное оружие. И снова все это - недалеко от границ ДРА. Со 110 до 440 тысяч увеличена численность американских сил быстрого развертывания, которые Пентагон планирует использовать против неприсоединившихся стран в различных районах мира. В каких целях? Во имя "сохранения их статуса неприсоединения"? С помощью США усиленно вооружается "неприсоединившийся" Пакистан", причем в размерах, далеко превышающих его разумные потребности в обороне. Созданное в январе этого года "центральное командование" США (Сентком) произвольно включает в сферу своей военной деятельности 19 неприсоединившихся стран Юго- Западной Азии, включая и Афганистан. Все это создает угрозу утраты статуса неприсоединения многими государствами мира, угрозу прямого вмешательства в их внутренние дела под предлогом защиты "жизненно важных интересов США".
Ввод же ограниченного воинского контингента Советского Союза в ДРА не лишил ее статуса неприсоединившегося государства. Наоборот, своевременно оказанная Афганистану морально- политическая, экономическая и военная помощь помогла ему сорвать планы империализма и реакции лишить ДРА статуса активного члена движения неприсоединения. Другой аспект - советский контингент был направлен в ДРА временно и по просьбе афганского правительства. Этот ввод войск не противоречит общепринятым нормам и принципам международного права - их направление в ДРА соответствует праву любого государства мира на коллективную самооборону, предусмотренному Уставом ООН. Наконец, ввод войск был осуществлен на основании советско- афганского договора 1978 г., кстати говоря, зарегистрированного в ООН. Как видим, не ввод ограниченного советского воинского контингента в ДРА, а необъявленная война, т. е., по терминологии ООН, крупномасштабная, прямая или косвенная вооруженная агрессия, ведущаяся против суверенного Афганистана в течение последних лет, справедливо расценивается многими как попытка лишить ДРА статуса неприсоединившегося государства. Таким образом, разговоры врагов ДРА об их "искреннем" стремлении сохранить статус неприсоединения Афганистана неискренни дважды: во-первых, потому, что ими хотят прикрыть свое вооруженное вмешательство в его внутренние дела и, во- вторых, ими желали бы очернить ту помощь, которая способствовала и способствует сохранению статуса Афганистана в качестве неприсоединившегося государства.
Смотрите также:
- КАПИТАЛИЗМ ВЕЗ ПРИКРАС. Лондон: ИГНОРИРУЯ ВОЛЮ НАРОДОВ →
- [Есть ответы] Ваши вопросы от 26.03.1984 →
- ПАКИСТАН. Демократия под замком →