Чем объяснить, что сегодня на мировой арене так резко возросла роль религиозного фактора?
И. Петров, Уфа
АКТИВНОСТЬ религиозных кругов на мировой арене выражается сегодня прежде всего в виде выступлений за мир, против угрозы ядерной войны. В проходящих в последние годы массовых антивоенных манифестациях представители различных религий и вероисповеданий идут в одних рядах с приверженцами других взглядов и мировоззрений. В отличие от 50 - 60-х годов, когда в движении сторонников мира участвовали лишь отдельные священнослужители, сейчас в антивоенное движение включилась определенная часть и высшего духовенства. Это нашло выражение, например, в пастырских посланиях по вопросам войны и мира национальных конференций католических епископов США, Канады, ФРГ, Австрии и ряда других стран.
Развернутая позиция по современным аспектам проблем войны и мира имеется сегодня у таких мировых религиозных центров, как Ватикан, Всемирный совет церквей.
Налицо стремление религиозных кругов координировать свою антивоенную деятельность. С этой целью стали созываться международные конференции и совещания религиозных сил. Крупнейшим из мероприятий такого рода стала всемирная конференция "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы" (май 1982 г., Москва), на которую съехалось около 600 представителей всех крупнейших религий современного мира из 90 стран. В 1983 г. уже состоялись Всемирная конференция христианских церквей под девизом "Жизнь и мир" в шведском городе Упсале, консультативная встреча по вопросам разоружения Христианской мирной конференции в Будапеште, консультативная встреча Конференции европейских церквей и другие.
Чем же вызвана активность религиозных сил по важнейшим проблемам мировой политики?
Однозначного ответа на такой вопрос быть не может, т. к. прежде всего сама социальная категория "религиозные силы" - понятие непростое. Религиозные силы - это и массы рядовых верующих, это и различные эшелоны духовенства, это и миряне - активисты, объединенные в религиозные организации и политические партии. Под влиянием религиозной идеологии могут находиться, хотя и в разной степени, представители различных классов и групп населения. И это накладывает, естественно, отпечаток на их подход к важнейшим мировым событиям. Следует также учесть, что религиозные взгляды по-разному проявляются у различных отрядов религиозных сил. Кроме того, существуют особенности подхода к этим проблемам у отдельных религий и вероисповеданий. Немаловажное значение имеют также национальная специфика, исторические традиции, степень зависимости той или иной категории религиозных сил от правящих классов той или иной страны и ряд других факторов. Тем не менее есть ряд общих закономерностей, которые позволяют выявить причины усиления религиозного фактора в международной жизни.
АНТИВОЕННЫЕ ПОЗИЦИИ: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Их нельзя понять без учета возрастания роли народных масс в мировой поли тике в результате развития мирового революционного процесса. "Ныне на авансцену истории, как никогда раньше, выходят народы, - отмечает товарищ Ю. В, Андропов. - Они обрели право голоса, который никому не заглушить".
При этом приходится принимать во внимание тот факт, что значительная часть народных масс за рубежом все еще находится под влиянием религиозной идеологии, религиозных взглядов"sup"1"/sup". Поэтому проявление политической и социальной активности приобретает в ряде случаев религиозный оттенок. Не только антивоенные выступления, но участие в национально-освободительном движении, в антимонополистической борьбе имеют у находящейся под воздействием религии части народных масс свою специфику.
Кроме того, большую роль играет то, что различными категориями религиозных сил все более глубоко осознаются катастрофические последствия ядерной войны. Все чаще в религиозной среде война с применением ядерного оружия связывается с Апокалипсисом, с концом света. Многие религиозные деятели отмечают, что ядерная война приведет к уничтожению человечества, а следовательно, церковной паствы и самих церквей. Поэтому предотвращение военной угрозы - это в то же время спасение от гибели и самих церквей с их приверженцами.
Руководители церквей и религиозных организаций не могут не считаться с тем, что идеи борьбы за мир, против войны, охватили самые широкие слои населения. Оказаться в стороне от этого массового всемирного движения означало бы для церковных верхов изолировать себя от масс верующих, усилить кризис, который переживают многие церкви, и еще больше ослабить их влияние на население Участие в антивоенной деятельности позволяет повысить авторитет церквей среди населения, дает им возможность в какой-то степени воздействовать на развитие и характер борьбы против военной угрозы.
К числу причин, побудивших многих руководителей церквей занять активную антивоенную позицию, относится и понимание ими того факта, что определенная часть правящих верхов США серьезно настроена на нанесение первыми ядерного удара, рассчитывает на победу в ядерной войне, допускает возможность выжить в такой войне, применить ее "ограниченный" вариант. Не случайно среди всех национальных групп высшего католического духовенства различных стран с наиболее радикальных позиций против милитаристской политики администрации Рейгана выступила Национальная конференция католических епископов США. Руководители католической церкви США, которые всегда были известны своей поддержкой самых реакционных сил в Америке, лучше, чем кто-либо другой, могут судить о том, что представляют собой те, кто определяет сегодня политический курс Вашингтона, и чего можно от них ожидать.
Представляется, что религиозный пацифизм руководящих церковных деятелей отражает позицию той части правящих кругов капиталистических государств, которые высказываются за мирное сосуществование, против войны.
Наконец, церкви не могут не считаться с тем, что гонка вооружений наносит сильный удар по экономическому положению широких масс верующих, выразителями интересов которых считают себя религиозные руководители. Они стремятся отмежеваться от сопутствующих гонке вооружений кризисных явлений капиталистической экономики, в ряде случаев даже подвергают ее осторожной критике. Инфляция ограничивает социальную деятельность церквей. В США, по сообщению журнала "Энформасьон католик интернациональ", религиозные благотворительные организации получат в ближайшие годы на 27 проц. меньше правительственных субсидий, чем до сих пор. Следует также учесть, что основные капиталовложения, например, католической церкви, вложены в мирные отрасли производства, которые страдают от американской политики нагнетания напряженности.
АКТИВИЗАЦИЯ ПРАВЫХ СИЛ
Отнюдь не все религиозные силы выступают за мир, против войны. Есть немало религиозных деятелей и организаций, которые выступают прямо с противоположных позиций. Они ориентируются на империалистическую реакцию, на военно-промышленный комплекс, поддерживают милитаристский курс рейгановской администрации, участвуют в ее антикоммунистическом "крестовом походе". В США в их числе - католический кардинал, архиепископ нью-йоркский Кук, организации "Пастыри церкви Христа", "Моральное большинство", "Лига защиты христиан", "Поссе комитатус" и многие другие. Правые, реакционные силы, принадлежащие к религиозной среде и стоящие на антикоммунистических, антисоветских позициях, есть практически во всех натовских и многих других несоциалистических странах.
Активизация этих сил на международной арене связана прежде всего со стремлением правых кругов США взять социальный реванш в мире, добиться военного превосходства, повернуть вспять колесо истории. Можно считать, что рост активности правых религиозных деятелей и организаций по вопросам войны и мира - это в значительной степени выражение курса империализма на превращение этих сил в орудие своей гегемонистской политики на мировой арене.
РЕЛИГИЯ И ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА
Религиозный фактор дает о себе знать не только в сложном комплексе проблем войны и мира. В определенной степени он оказывает воздействие и на развитие процессов, происходящих в зоне национального освобождения, где пробуждение национального сознания народов наложилось во многих странах на традиционную систему устоявшихся религиозных взглядов.
В качестве примера можно сослаться на ислам. Жизнь подтвердила глубокую правильность вывода XXVI съезда КПСС: "Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения".
Реакция использует правые религиозные организации для дестабилизации обстановки в освободившихся странах, стремится помешать развитию освободительных процессов, не допустить перехода народов зоны национального освобождения на путь строительства социализма. В арабском мире, например, роль такой антинародной дестабилизирующей силы пытается играть организация "Братья-мусульмане".
Если попытаться объяснить причины активизации религиозного фактора в освободившихся странах, то следует учесть, что в этих странах различные религии пустили глубокие корни, уходящие в далекие времена. В течение длительного периода времени религиозная идеология была здесь единственным видом идеологии, допускаемой правящими силами феодализма и колониализма. Колонизаторы всячески поощряли насаждение христианства, а на местах укрепляли местные традиционные культы. В результате христианство, ислам, буддизм, другие религии смогли относительно глубоко внедриться в народные массы.
Роль религиозного фактора в зоне национального освобождения нельзя понять без осмысления известного положения Маркса о том, что "религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества". Эти характерные черты религии полностью проявили себя в ходе развития процессов национального и социального освобождения в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
Международное коммунистическое движение учитывает в своей теоретической и практической деятельности религиозный фактор в современном мире. В том или ином виде этот вопрос поднимался на всех крупнейших международных совещаниях коммунистов мира. Так, в итоговом документе Совещания коммунистических и рабочих партий в Москве в 1969 г. отмечались возможности союза на антимонополистической и антиимпериалистической основе революционного рабочего движения с широкими массами верующих. Указывалось далее на актуальность диалога по таким проблемам, как война и мир, капитализм и социализм, неоколониализм и развивающиеся страны, а также на важность совместных действий против империализма, за демократию и социализм.
Такая постановка вопроса характерна и для последующих международных встреч коммунистов, для съездов многих коммунистических партий стран развитого капитализма и освободившихся стран.
Н. КОВАЛЬСКИЙ, доктор философских наук
___
"sup"1"/sup" Ориентировочно в мире исповедуют: христианство - свыше 1 млрд. человек, ислам - свыше 530 млн., буддизм - 200 - 300 млн. человек.
Смотрите также:
- РАЗОБЛАЧЕНИЕ. "Пятая колонна" в антивоенном движении →
- У ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ. ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ →
- [Есть ответы] Ваши вопросы от 01.08.1983 →