На XXVI съезде КПСС отмечалось, что "большой полезный эффект дает проводимое на основе Конституции обновление советского законодательства". В этом направлении ведется большая работа. В интервью с министром юстиции СССР В. И. Теребиловым, опубликованном в N 31 бюллетеня "АиФ", рассказывалось об этой работе.
Западные средства массовой информации не обходят вниманием новые шаги, предпринимаемые у нас в области законодательства. При этом, как правило, наша законодательная политика искажается.
Мы попросили доктора юридических наук, профессора Ю. М. ТКАЧЕВСКОГО на конкретном примере показать, каково действительное направление нашей законодательной политики.
В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ уголовно- правовых мер борьбы с преступностью 26 июля 1982 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О дальнейшем усовершенствовании уголовного и исправительно-трудового законодательства".
Законодательный акт, о котором идет речь, позволяет тоньше, точнее регулировать различные стороны общественных отношений, эффективнее влиять на повышение действенности мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы, на обеспечение более дифференцированного подхода к правонарушителям в зависимости от характера и степени общественной опасности их личности. Он направлен на дальнейшее совершенствование практики перевоспитания осужденных с участием в этом деле государственных органов, общественности и трудовых коллективов.
Следует заметить, что уголовное законодательство по-прежнему предусматривает строгие меры воздействия (в том числе и возможность долгосрочного лишения свободы) к лицам, виновным в совершении тяжких преступлений, к тем, кто встал на путь рецидива. Мы не жестоки, но спуску преступникам не даем. Освобождение от уголовной ответственности, или ее смягчение, или применение мер наказания, не связанных с изоляцией виновного от общества, допустимы в соответствии с законодательством лишь к тем, кто совершил не тяжкие преступления, к тем, кому можно оказать доверие.
Рассматриваемые изменения коснулись в основном таких ключевых вопросов, как: отсрочка исполнения приговора несовершеннолетним и взрослым; условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду; условное освобождение из мест лишения свободы и ряда других.
Поговорим об отсрочке исполнения приговоров. Эта мера для несовершеннолетних была введена Указом Президиума Верховного Совета СССР еще 15 февраля 1977 года.
Отсрочка исполнения приговора заняла прочное место в системе уголовно-правовых мер борьбы с преступностью путем доверия к юной личности. С тех пор прошло более 6 лет, и теперь вполне можно говорить о положительных результатах этого смелого эксперимента.
Практика показала высокую эффективность нововведения - только незначительное число осужденных вновь совершили преступления.
В отдельных регионах, где уделялось особо пристальное внимание надзору за осужденными подростками и проводилась с ними повседневная воспитательная работа, результаты еще выше. Так, в Харьковской области (УССР) повторная преступность имела место только в единичных случаях.
Учитывая большую перспективность отсрочки исполнения приговора, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 г. распространил ее и на взрослых с внесением при этом ряда изменении, подсказанных судебной практикой и теоретическими разработками. В основу применения отсрочки положена относительно невысокая общественная опасность преступления, о чем свидетельствует непродолжительный срок лишения свободы, назначенный за его совершение - до трех лет. Принимается во внимание также то, что человек впервые осуждается к лишению свободы и его можно исправить и перевоспитать без изоляции от общества. При этом учитываются и другие обстоятельства: чистосердечное раскаяние виновного, ходатайство общественности с места работы или учебы правонарушителя о применении к нему отсрочки и обязательство проводить с ним воспитательную работу. Таким образом, суд может возложить на определенный трудовой коллектив или лицо, с их согласия, обязанность наблюдать за осужденным и вести с ним воспитательную работу.
Но разумеется, действующим законодательством установлен запрет применения отсрочки к лицам, осужденным за особо опасные государственные преступления - измена Родине, шпионаж, бандитизм, умышленное убийство, изнасилование, особо злостное хулиганство. Этот запрет относится и к несовершеннолетним.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством минимальный срок отсрочки увеличен с 6 месяцев до 1 года. Применение кратких сроков отсрочки себя не оправдало. Они недостаточны для организации воспитательного воздействия на осужденного и контроля за ним.
Продолжительность отсрочки исполнения приговора зависит в основном от личности виновного, от того, какой срок, по мнению суда, необходим для того, чтобы он доказал свое исправление.
Контроль за осужденными осуществляется органами внутренних дел, а в отношении несовершеннолетних - также и комиссиями по делам несовершеннолетних при исполнительных комитетах Советов народных депутатов в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
По истечении отсрочки исполнения приговора суд по представлению контролирующего органа (органа внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних) определяет - либо освободить осужденного от наказания, либо направить его для отбывания лишения свободы, в зависимости от отношения осужденного к труду или учебе, от его поведения во время установленной судом отсрочки. Если в этот период осужденный совершит новое преступление, то суд присоединяет к ранее назначенному новое наказание.
В связи с Указом от 26 июля 1982 г. требования, предъявляемые к тем лицам, к которым применена отсрочка, повысились. Например, отсрочка может быть отменена в случаях нарушения трудовой дисциплины. Таким образом, выросла степень ответственности осужденного за свое поведение и перед общественностью, ибо трудовые коллективы получили право обращаться в суд с представлениями об отмене отсрочки исполнения приговора. Разумеется, основанием для отмены отсрочки могут быть лишь такие нарушения. общественного порядка и трудовой дисциплины, которые свидетельствуют о явном нежелании осужденного встать на путь исправления. Преимущество отсрочки по сравнению с условным осуждением в том и заключается, что виновные подвергаются более жесткому контролю и наблюдению. Это надежнее обеспечивает их исправление.
Словом, суды, органы внутренних дел, общественность делают все от них зависящее, чтобы помочь правонарушителям, получившим отсрочку исполнения приговора. Эта гуманная работа, требующая сил и энергии многих людей, несомненно, с лихвой окупится в будущем. Уже сейчас она приносит свои положительные результаты.
Смотрите также:
- РЕФОРМА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Каким быть наказанию? →
- ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН. ОБВИНЯЕМЫЙ - НЕ ЗНАЧИТ ВИНОВНЫЙ →
- В ЛОЖЕ ЗАКОНА (29.12.2000) →