Довольно часто в газетах, в сообщениях радио встречается выражение "сложные условия уборки зерновых". Не злоупотребляют ли некоторые хозяйственники этим определением, пытаясь прикрыть свои недоработки?
В. Свиридова, Волгоградская обл.
ТАКОЕ порой встречается, и списывать все на погоду, конечно, неправильно. Задача состоит сейчас в том, чтобы научиться преодолевать погодные трудности. Хотя, естественно, надо учитывать и то, что заниматься земледелием в нашей стране не так-то просто.
Агротехнические и почвенно-климатические условия для производства зерновых в СССР чрезвычайно разнообразны. Они характеризуются многими показателями: количеством осадков, средними температурами, вероятностью кондиционной влажности зерна и т. д.
Эти факторы определяют среднесуточное время работы уборочных агрегатов, их производительность и эффективность.
В СССР выделено 20 почвенно-климатических зон. Наиболее характерные зоны: нечерноземная, южно-степная и Урало-Сибирская.
В нечерноземной зоне вероятность благоприятных погодных условий во время уборки составляет от 20 - 30 проц. в северной части зоны и до 40 - 60 проц. в Центрально-Нечерноземной зоне, т. е. соответственно 2- 3 года и 4 - 6 благоприятных лет из 10. Большое количество осадков, высокая относительная влажность воздуха и низкие температуры обусловливают малую вероятность кондиционной влажности зерна (0,10 - 0,21). Около 50- 70 проц. валового сбора зерновых требует сушки, так как влажность зерна озимых обычно составляет 25 - 30 проц., а яровых - 30 - 40 проц. Неблагоприятные условия для возделывания зерновых являются причиной неравномерного созревания хлебов.
Уборка здесь обычно затягивается, и продолжительность ее доходит до 50 дней. Высокая влажность воздуха, наличие росы по утрам и вечерам не позволяют работать зерноуборочным комбайнам более 8 - 10 ч. в сутки. Повышенное увлажнение, сложный рельеф, засоренность полей камнями, раздробленность и разбросанность земельных угодий, а также значительное разнообразие возделываемых культур, сравнительно небольшая средняя длина гона и т. д. являются причиной снижения суточной и сезонной выработки зерноуборочных комбайнов.
В южно-степной зоне вероятность благоприятных погодных условий составляет в основном 60 - 80 проц., а в ряде районов этой зоны - 80 - 90 проц. Иными словами, из каждых 10 лет соответственно в 2 - 4 и 1 - 2 года наблюдаются отклонения от нормальных метеорологических условий. Здесь наиболее благоприятные условия для производства зерна.
В третью зону - Урал-Сибирь - входят Уральский, Западный и Восточный районы Сибири, а также Дальневосточный район РСФСР. Вероятность благоприятных погодных условий составляет 40 - 60 проц. В неблагоприятные годы созревание зерновых культур затягивается и иногда не успевает закончиться до наступления осенних заморозков.
Как установлено специалистами, для правильного развития злаковых культур оптимальная норма ежегодных осадков должна составлять не менее 760 мм. В СССР площадей с такими благоприятными условиями не более 8 проц. (кроме поливного земледелия), а в США, к примеру, около 90 проц. Остальные площади возделывания зерновых культур в СССР характеризуются как зоны "рискованного земледелия". В этих районах осадков выпадает в 1,5 - 2 раза больше нормы (Прибалтика, нечерноземная зона и т. п.), или, наоборот, стоит засуха (Поволжье, Казахстан, Алтай).
Этим, собственно говоря, и определяются такие большие колебания урожайности зерна по регионам страны. В Крыму, Молдавии, Краснодарском крае, Украине, центральных районах европейской части Союза урожай зерна нередко составляет 35 - 40 ц с га и даже до 60 ц, т. е. на уровне показателей наиболее развитых стран мира. И это не на маленьких делянках, а на многих тысячах гектаров, а порой и по группе хозяйств или областей. В то же время в других регионах урожай значительно ниже.
Это в конечном итоге и обусловливает среднюю урожайность зерна в стране на уровне 16 - 18 ц с га.
В Продовольственной программе СССР ставится задача поднять за десятилетие урожайность зерновых культур на 6 - 7 ц.
* * *
Как сочетается в системе органов народного копт- роля государственный контроль с общественным?
В. Лепихов, Ленинград.
О СООТВЕТСТВИИ с Конституцией СССР Закон о народном контроле в СССР определяет, что народный контроль сочетает государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Это положение отражает важнейшую закономерность развития социалистической демократии.
На этом принципе строится система органов народного контроля. В ней государственным звеном являются комитеты, образуемые Советами народных депутатов, а общественным и самым массовым звеном - группы и посты, в состав которых трудовыми коллективами избрано около 10 млн. человек. Ныне в стране действует почти 4,6 тыс. комитетов народного контроля различных ступеней. На предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях работает 1,279 тыс. групп и постов.
Общественные начала в организации работы присущи не только группам и постам, но и комитетам народного контроля. Ведь основу их аппарата составляют внештатные работники, участвующие в их деятельности, а их в комитетах 429 тыс. Кроме того, комитетам предоставлено право привлекать рабочих, колхозников, специалистов, не являющихся народными контролерами, к проверкам, обследованиям, рейдам, проводить их с участием представителей органов государственного управления, профсоюзных, комсомольских организаций, работников средств массовой информации, членов ревизионных комиссий кооперативных и других общественных организаций.
Все это открывает широкие возможности для привлечения через народный контроль практически всех трудящихся к управлению государственными и общественными делами.
Примеров активной деятельности народных контролеров немало. Вот лишь один пример. Липецкий областной КНК проверил исполнение законов об охране природы в автопредприятиях областного транспортного управления. Оказалось, что на основных магистралях Липецка наблюдается заметное превышение допустимых норм содержания окиси углерода в воздухе. Это результат выхода на линию непроверенных, неисправных машин. КНК обратил внимание начальника транспортного управления тов. Золотухина на неудовлетворительное соблюдение природоохранных законов (главный инженер управления тов. Лапа и несколько начальников колонн получили выговоры).
В своей деятельности группы и посты народного контроля выступают как избранники трудовых коллективов. Являясь общественными органами, они решают одинаковые с комитетами задачи, выполняют функции и пользуются правами, определенными высшим органом государственной власти - Верховным Советом СССР.
* * *
На Западе нередко сопоставляют избирательные системы стран социализма и буржуазных государств. Причем критике подвергается система выборов в странах социализма. Какие доводы можно привести в опровержение этих фальсификаций.
Р. Ибрагимов, Баку.
О ГЛУБИНЕ демократизма той или иной избирательной системы нужно судить прежде всего по фактам. А они таковы. В странах социализма представительные органы формируются только путем выборов. Тем самым выборы олицетворяют собой важнейший акт народного самоуправления. Избирательное право при социализме всеобщее. Это означает, что все граждане, достигшие определенного возраста, имеют право избирать и быть избранными в представительные органы. Такой возраст в большинстве социалистических стран равен 18 годам. В ряде стран для пользования правом быть избранным предусмотрен несколько повышенный возраст: в Польше - 21 год для депутатов Сейма, во Вьетнаме и Чехословакии - 21, а в Румынии - 23 года для депутатов всех представительных органов.
Для сравнения напомним, что во многих буржуазных государствах избирательное право предоставляется гражданам более старшего возраста. Например, во Франции и Швеции депутат не может быть моложе 23 лет, а в Бельгии, Греции, Италии, США, Японии и других странах - 25 лет. В ряде государств возрастной ценз для депутатов верхней палаты еще выше: так, для сенаторов в Италии и Бельгии он равен 40 годам.
Не в пользу буржуазной демократии и другое сравнение. В странах социализма выборы характеризуются высокой активностью. Как правило, в них участвует 98 - 99 и более проц. избирателей, т. е. практически все взрослое население.
А, к примеру, в Соединенных Штатах Америки, которые особенно кичатся своей демократией, при выборах в конгресс в 1970 г. в голосовании приняло участие 43,5 проц. избирателей, в 1974-м - 35,8, в 1978-м - 34,5 процента.
Особенно показательны в этом отношении президентские выборы в США. Так, в 1960 г. в них участвовало 63,2 проц. избирателей, в 1968 г. - 61, в 1972 г. - 55, в 1976 г. - только 53,5, в 1980 г. - 52,3 процента. Иначе говоря, в текущем столетии ни один президент Соединенных Штатов Америки не собрал абсолютного большинства, а нынешний президент Рейган избран в 1980 г. всего 27 проц. избирателей.
Таковы факты. Они достаточно убедительное свидетельство истинного отношения населения к политической системе капитализма.
Несостоятельны, если не сказать больше, утверждения наших противников о слепом копировании социалистическими странами "советской модели". Да, наиболее общие законы возникновения и развития социализма, его политической системы существуют. Но никогда на протяжении всей своей истории СССР не считал свой опыт политической организации общества обязательным для всех государств, вступивших на путь строительства социализма.
Выборные системы в странах социализма подтверждают тот факт, что каждая страна вносит своеобразие в применение того или иного принципа исходя из конкретно-исторических условий своего развития. Так, в одних социалистических странах действует система прямых выборов представительных органов, что означает избрание депутатов непосредственно гражданами. В других прямые выборы сочетаются с косвенными. Например, в Венгрии городские и сельские Советы, а также Государственное собрание избираются самими гражданами, а областные Советы - городскими и сельскими Советами. На Кубе избиратели формируют муниципальные Ассамблеи народной власти, а уж те избирают делегатов провинциальных Ассамблей и депутатов Национальной Ассамблеи.
Или другой пример. В большинстве социалистических стран органы народного представительства избираются по территориальному принципу. В то же время в парламентах социалистических федераций наряду с палатами, избираемыми по территориальному принципу и представляющими все население страны, имеются также палаты, избираемые по национальному принципу (Совет Национальностей в СССР, Палата народов в ЧССР, Вече республик и краев в СФРЮ).
Демократизм избирательной системы стран социализма выражается, в частности, и в том, что все расходы, связанные с проведением этой кампании, проводятся за счет государства: ни кандидат в депутаты, ни избиратели не несут в данном случае никаких расходов. Это одна из гарантий реального осуществления избирательных прав при социализме, обеспечивающая человеку труда возможность быть избранным депутатом.
Ничего подобного нет и не может быть в капиталистических странах, где проведение избирательной кампании требует от кандидата в депутаты огромных финансовых затрат. По свидетельству американской прессы, кандидат в палату представителей конгресса должен затратить от 40 до 70 тыс. долларов, кандидат в губернаторы - по крайней мере миллион.
Жизнь убедительно подтверждает неоспоримые преимущества социалистической демократии перед буржуазной, которая, по словам Ленина, всегда узка, лицемерна, лжива, всегда остается демократией для богатых, обманом для бедных.
* * *
Нередко задают вопросы о тенденциях развития советской внешней торговли в последние годы. Не могли бы вы привести данные такого рода?
М. Лякунова, агитатор, Барановичи.
Предлагаем вам, товарищ Лякунова, сводку о развитии наших внешнеторговых связей в 70-х и начале 80-х годов.
ОБЪЕМ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СССР ПО ГРУППАМ СТРАН (в млрд. руб.)
Смотрите также:
- ПРЕИМУЩЕСТВА СОЦИАЛИЗМА. Завоевано трудом →
- [Есть ответы] Ваши вопросы от 28.11.1983 →
- [Есть ответы] Ваши вопросы от 09.01.1984 →