"ЭКОНОМИТЬ" нынешняя правящая коалиция стремится прежде всего за счет снижения потребления. Под этим скрываются два комплекса мер: полный отказ в будущем году от повышения заработной платы для рабочих, служащих и чиновников госучреждений и множество зачастую резких сокращений средств, ассигнуемых на социальные нужды.
По приблизительным подсчетам, общее финансовое бремя, которое в 1984 г. ляжет на лиц, работающих по найму, и пенсионеров, составит 11,5 млрд. марок. С учетом ряда факторов эта сумма может увеличиться примерно до 30 млрд. в этом и будущем году. Снижение уровня социального обеспечения затронет прежде всего пенсионеров и безработных. Здесь проводятся наибольшие сокращения и финансовые манипуляции. Правая коалиция сократила взносы, которые федеральное управление по вопросам труда отчисляет в пользу безработных через фонд пенсионного страхования, более чем наполовину. Однако и в таких областях, как страхование на случай болезни, социальная помощь, семейная политика и пособия по утрате трудоспособности, предпринят ряд изъятий, сокращений и ограничений. При ближайшем рассмотрении оказывается, что запланированные меры в области социальной политики подчинены определенной внутренней логике: почти все, что преподносит новая коалиция, было заранее обдумано и предписано лагерем предпринимателей.
"ПЕНСИОННЫЙ ОБМАН"
Из-за замедления темпов повышения заработной платы рабочих и служащих значительно уменьшатся выплаты в фонд пенсионного страхования. Сокращение пенсий составит уже в 1984 г. 1.5 млрд. марок. Если же принять во внимание повышение с середины 1984 г. собственного участия пенсионеров в страховании на случай болезни с одного до трех проц. (решение это было принято уже в прошлом году), то налицо не только отрыв пенсий от развития трудовых доходов, но и ощутимая потеря в реальных доходах для всех пенсионеров. С полным основанием Объединение немецких профсоюзов характеризует этот процесс как запрограммированный "пенсионный обман". Для огромного большинства тех, кто получает маленькие и средние пенсии, эти сокращения нередко влекут за собой опустошительные последствия. Многих пенсионеров ожидает такое снижение жизненного уровня, что они окажутся ниже порога бедности.
Для того чтобы уменьшить свои финансовые затраты, федеральное правительство приняло решение о более жестком порядке назначения пенсий по инвалидности. До сих пор болеющие длительный период работники со значительно пониженной трудоспособностью получали пенсию по профессиональной нетрудоспособности или неспособности к труду, если им не удавалось найти соответствующее рабочее место вследствие плохой ситуации на рынке труда. В будущем же отсутствие шансов найти работу будет приниматься в расчет лишь при условии, если лица, которых это касается, работали не менее трех из последних пяти лет по профессии. Эта оговорка лишает возможности получать пенсию по инвалидности прежде всего женщин, которые вследствие семейных обстоятельств или заболеваний уже раньше прекратили свою профессиональную деятельность. Основополагающая проблема обеспечения доходов пожилых женщин с ограниченной трудоспособностью, у которых больше нет шанса на рынке труда, попросту игнорируется.
Недавно стали известны планы федерального правительства, которые не исключают повышения возрастной границы пенсионного страхования для женщин с 60 до 63 лет.
В УЩЕРБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ
Программа сокращений в области социальной политики в бюджете 1984 г. охватывает в общей сложности 25 ограничительных мер, финансовых перераспределений и увеличений размера взносов. Таким путем предполагается "сэкономить" более 2 млрд. марок. При этом нельзя забывать, что социальные расходы уже не раз в прошедшие годы урезались самым решительным образом.
Согласно подсчетам Объединения немецких профсоюзов, в результате новых ограничений 50 проц. мужчин и 85 проц. женщин - получателей материальной поддержки - отбрасываются за черту бедности.
Наиболее жестким характером отличаются меры, - принятые в отношении безработной молодежи, несмотря на высоко парные слова и широковещательные заявления. Для молодых людей, оставшихся после получения профессии без работы, размер пособия уменьшается на 25 процентов.
Беднейшие слои населения ФРГ, вынужденные существовать на социальную помощь, - их 2,15 млн. - оказываются уже сегодня перед фактом ощутимого ухудшения условий своей жизни. Цель федерального закона о социальной помощи, как она была сформулирована, - гарантировать образ жизни, соответствующий "человеческому достоинству", - уже давно не реализуется.
Предпринимаются, кроме того, самые разнообразные меры, направленные на увеличение участия лиц, пользующихся системой социального обеспечения, в ее финансировании. Так, все застрахованные лица старше 18 лет в период амбулаторного лечения должны ежедневно уплачивать взнос в размере 10 марок. Во время стационарного лечения они должны ежедневно отчислять 5 марок на протяжении первых двух недель.
В общем и целом и без того крайне проблематичные заверения правительственных инстанций насчет "социальной сбалансированности" мер, принимаемых с целью экономии, оказываются при ближайшем рассмотрении простым фарсом. Последствия сокращений ассигнований на социальные нужды выходят далеко за рамки непосредственного ухудшения материального положения безработных, пенсионеров, работающих матерей, получателей социальной помощи, инвалидов и т. д. Они усугубляют психологический и социальный гнет, испытываемый жертвами кризиса, число которых растет по мере того, как этот кризис продолжается.
РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ В ФРГ
"img src="44aif062.gif""
Диаграмма подготовлена по материалам западногерманской официальной статистики.
Реферат статьи "Богатые становятся богаче..." из западногерманского журнала "Блеттер фюр дойче унд интернационале политик"
Смотрите также:
- Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность (03.01.2003) →
- Почему пенсии в России ниже, чем на Западе? →
- Пенсионеров ликвидируют как класс? →