КУЛЬТУРА. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

   
   

Беседа нашего корреспондента И. Глускиной с директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина И. А. АНТОНОВОЙ.

КОРР.: Ирина Александровна! Буржуазные средства массовой информации и пропаганды стремятся навязать своим слушателям мнение, будто бы Советский Союз представляет собой "культурную провинцию", находящуюся в духовной изоляции "от основных очагов мировой культуры". Что Вы, как директор музея, принимающего самое активное участие в международном культурном обмене, могли бы ответить тем, кто допускает подобные высказывания?

АНТОНОВА: Вся история Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина служит доказательством широкого, плодотворного сотрудничества, которое вот уже много лет осуществляется Советским Союзом с зарубежными странами. Самим своим рождением наш музей обязан международным контактам: в конце прошлого столетия профессор Московского университета И. В. Цветаев заказал крупнейшим музеям Европы слепки с произведений античного искусства и скульптур эпохи Возрождения. Так возник Музей изящных искусств, впоследствии - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

После Октябрьской революции политика Советской страны была направлена на сближение и взаимообогащение народов посредством культурного сотрудничества; политика эта встретила поддержку со стороны прогрессивных деятелей искусства зарубежных стран. Приведу такой пример: в начале 20-х гг. некоторые известные художники Запада принесли в дар нашему музею свои произведения. Один только английский художник-гравер Ф. У. Брэнгвин подарил нам огромную коллекцию - около 300 своих офортов.

Переломным моментом, положившим начало самому интенсивному международному обмену между Советским Союзом и другими странами, принято считать 1955 год. Напомню, что тогда нами была организована экспозиция полотен Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими воинами в Великую Отечественную войну и реставрированных советскими художниками. Как правило, захваченные во время войны художественные ценности на веки вечные оставались в странах-победительницах: чуть ли не половину сокровищ Лувра составляют военные трофеи наполеоновской армии. Поэтому решение нашей страны возвратить все шедевры Дрезденской галереи народу ГДР явилось беспрецедентным в истории человечества.

С 1955 г. по 1983 г. масштабы международного обмена культурными ценностями превзошли все ожидания. Достаточно сказать, что за это время в нашем музее экспонировалось примерно 350 выставок из 37 зарубежных стран, причем более 100 экспозиций предоставили нам капиталистические страны, в том числе США, Франция, ФРГ, Великобритания, Япония, Канада, Италия и многие другие. В год мы устраивали до 15 экспозиций, подготовленных иностранными партнерами; в свою очередь, произведения из коллекции Музея имени А. С. Пушкина регулярно отправлялись на выставки за рубеж.

КОРР.: Не могли бы Вы остановиться подробнее на международном обмене выставками!

АНТОНОВА: В последние десятилетия только в Музее имени А. С. Пушкина демонстрировались выставки высочайшего уровня и качества, в их числе 100 шедевров из собрания музея Метрополитен (США), выставка скульптуры из Франции "Роден и его время", бюст Брута работы Микеланджело (вопрос о его "поездке" в Москву дебатировался в итальянском сенате!), сокровища гробницы Тутанхамона из Египта и, конечно, легендарная Мона Лиза Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями искусства и полотнами старинных мастеров мы широко экспонировали картины современных художников, в том числе П. Пикассо (Франция), Р. Гуттузо (Италия), Р. Кента (США), Х. Бидструпа (Дания).

Сегодня кое-кто на Западе пытается использовать обострение международной обстановки для того, чтобы прервать культурные отношения с Советским Союзом. Так, к нашему сожалению, Соединенные Штаты Америки не пожелали выставить у себя советскую экспозицию "малый Эрмитаж", а ФРГ отказалась предоставить нашей стране выставку произведений XVII в. из собрания мюнхенской пинакотеки.

КОРР.: Если на Западе стремятся ограничить воздействие социалистической культуры, то мы считаем необходимым знакомить трудящихся с национальными культурами других стран. Какие еще формы культурного обмена Вы могли бы привести в пример?

АНТОНОВА: Ежегодно в декабре мы устраиваем фестивали отечественной и зарубежной музыки, которые сопровождаются показом выставок соответствующего периода развития мирового изобразительного искусства/ Синтез, сопряжение изобразительного искусства и музыки дает небывалый эффект: музыка создает фон для живописи, живопись дополняет музыку.

В фестивалях, организованных Музеем имени А. С. Пушкина, принимают участие не только советские мастера, такие, как известный во всем мире пианист С. Рихтер, певцы Е. Нестеренко, И. Архипова, инструменталист О. Каган, но и зарубежные музыканты. В прошлом году с огромным успехом прошел концерт фортепианного дуэта из ФРГ - К. Эшенбаха и Ю. Франца. Предстоящий фестиваль будет посвящен английскому искусству. В нем примет участие ансамбль, возглавляемый известным английским певцом Д. Ренделлом. Кроме того, в программу декабрьских вечеров включена старинная музыка XVI в., которую мы надеемся услышать в исполнении камерного ансамбля из Великобритании.

Наше культурное сотрудничество не ограничивается выставками или общими музыкальными мероприятиями. Музей изобразительных искусств ведет широкий обмен книгами по искусству с представителями более 80 стран. Кроме того, мы принимаем самое активное участие в международных конгрессах и конференциях. Только в этом году наши сотрудники побывали на коллоквиуме по античной фортификации во Франции, приняли участие в заседаниях Международного ассириологического конгресса. Очень важную работу по обмену опытом проводит Международный совет музеев. Как президент Советского комитета Международного совета музеев я могу сказать, что многие иностранные коллеги стремятся к научным контактам, ищут творческого общения с нашими специалистами, тем самым признавая их авторитет.

КОРР.: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы международного культурного обмена?

АНТОНОВА: Сегодня международная обстановка очень сложна. Однако наши партнеры, за редким исключением, продолжают курс на расширение культурного обмена, расценивая международное сотрудничество как средство ослабления политической напряженности. И вот пример: только в 1983 г. были организованы три выставки, предоставленные нам Швейцарией. Сейчас в Музее изобразительных искусств демонстрируется 40 шедевров из частной коллекции барона Тиссена-Борнемиса (Швейцария), в то время как в Лугано (Швейцария) находится 40 полотен из собраний нашего музея и Государственного Эрмитажа. Советскую выставку уже запросили музеи ФРГ, Италии, Японии.

Что касается наших дальнейших планов, то в будущем году мы намереваемся продемонстрировать новому поколению советских зрителей выставку шедевров Дрезденской галереи, приуроченную к 40-летию Дня Победы Выставку античного стекла подготовил для нас Римско-германский музей в Кёльне, а к декабрьским вечерам Лондонская Национальная портретная галерея предоставит нам целую коллекцию портретов, выполненных английскими мастерами XVIII века.

Смотрите также: