ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Государственный долг США

Е. МЯГКОВ, кандидат экономических наук

   
   

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, как известно, представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам.

РАЗМЕРЫ. В Соединенных Штатах государственный долг превысил 1 трлн. долл. в конце 1981 г., а уже в мае текущего года комиссия по доходам и расходам палаты представителей конгресса США одобрила запрос администрации об увеличении потолка госдолга до 1 трлн. 389 млрд. долл.

ПРИЧИНЫ РОСТА. Эти громадные суммы вызваны тем, что в течение многих десятилетий доходная и расходная части бюджета сводятся с отрицательным сальдо, создавая бюджетные дефициты, которые накапливаются в виде государственной задолженности. Так, по итогам 1982 финансового года (который начался 1 октября предшествующего календарного года и завершился 30 сентября текущего года) дефицит составил 110,6 млрд. долларов. В бюджете на 1983 финансовый год предусмотрен дефицит в 208,5 млрд., а по проекту бюджета на 1984 финансовый год он должен вырасти до 231,5 млрд. долларов.

Причиной резкого роста бюджетного дефицита за годы правления Рейгана является невиданное в истории страны наращивание военных расходов (в 1983 финансовом году они составят 208,9, а в 1984-м - 238,6 млрд. долл., или соответственно 25,9 и 29 проц. расходной части бюджета).

Милитаризация экономики вызывает колоссальный рост бюджетных дефицитов. Они давно уже не покрываются полностью за счет налоговых поступлений. Для их покрытия правительство обращается к кредиторам.

КТО ДАЕТ ВЗАЙМЫ. Государственный долг США состоит из суммы займов, которые получает казначейство от различных кредиторов - частных лиц и учреждений (промышленных компании, банков) - национальных или иностранных. Все они, давая государству ссуду, становятся держателями государственных ценных бумаг - долговых обязательств государства.

Кто же владеет государственными ценными бумагами? В 1982 г. 19,2 проц. суммы госдолга, представленных этими бумагами, падало на систему социального страхования *; 12,0 проц. пришлось на федеральную резервную систему; в руках частных лиц находилось 13,8; иностранных вкладчиков-13,4; у частных банков - 11,2; на местные власти пришлось, 8,4; частные корпорации и страховые компании - 5,4; прочие инвесторы держали в своих руках оставшиеся 16,6 процента.

Держателям государственных долговых обязательств ежегодно начисляются процентные выплаты. Так, в 1982 г. сумма процентов на государственный долг превысила 100 млрд. долл., а это, в свою очередь, способствует увеличению размеров госдолга.

ПОПЫТКИ СДЕРЖИВАНИЯ. Начиная с 1941 г. устанавливаются лимиты государственного долга. В 1971 г. он был определен в 400 млрд. долл. Ежегодно правительство испрашивает у конгресса разрешение на "временное" превышение "лимита государственной задолженности в 400 млрд.". Демонстрируя свое недовольство деятельностью администрации, конгресс неоднократно отказывался голосовать за выделение "временного лимита". Однако администрации всегда удавалось обходить сопротивление законодателей. О том, что регулирование размера государственного долга является фикцией, свидетельствует то, что, по признанию американских финансовых экспертов, в 1983 г. он достигнет 1 трлн. 790 млрд., а в 1984 г. перевалит за 2 трлн. долларов.

КТО РАСПЛАЧИВАЕТСЯ ЗА ДОЛГИ.

Огромный государственный долг оказывает негативное влияние на экономику США и мировую капиталистическую экономику в целом. Превратившись в крупнейшего заемщика на рынке ссудных капиталов (на долю государства в 1982 г. пришлось 52 проц. всех предоставленных в США кредитов), государство способствует перераспределению финансовых ресурсов в пользу их непроизводительного применения, что неблагоприятно отражается на экономическом развитии страны.

Государство-должник рассчитывается со своими кредиторами из налоговых поступлений. Как отмечал К. Маркс, "займы позволяют правительству покрывать чрезвычайные расходы таким образом, что налогоплательщик не чувствует сразу всей тяжести последних, но те же займы требуют, в конце концов, повышения налогов" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 766).

И эти налоги с каждым годом становятся все выше. В настоящее время каждый американец выплачивает в виде налогов 37 центов с каждого доллара доходов. Основная тяжесть налогов падает на плечи трудящихся. В первую очередь это относится к косвенным налогам, которые включаются в цены почти всех товаров широкого потребления и тем самым снижают реальную заработную плату трудящихся.

Для уменьшения расходной части бюджета администрация Рейгана прибегает и к резкому сокращению расходов на социальные программы. В 1981/82 фин. году они были урезаны на 25 млрд. долларов. От этого больше всего пострадали американцы с самыми низкими доходами. Около 875 тыс. чел. потеряли право на получение продовольственных талонов. Более 700 тыс. чел. были лишены пособий по социальному обеспечению. Три миллиона школьников оказались без бесплатных завтраков. Ликвидировано более 310 тыс. финансируемых правительством рабочих мест в сфере коммунального обслуживания. В 1982/83 фин. году расходы на социально-экономические программы были урезаны еще почти на 30 млрд. долл.

ВЫВОД. Таким образом, стремительный рост государственного долга служит причиной дальнейшего углубления финансового кризиса в США. Выпуск громадных правительственных займов ведет к усилению инфляции, росту цен, к хронической, застойной безработице, способствует понижению жизненного уровня миллионов американцев. Буржуазное государство перекладывает бремя государственного долга на плечи трудового народа.

"img src="46aif042.gif""

* Фонды социального страхования формируются из взносов трудящихся и предпринимателей. Их временно свободные средства вкладываются преимущественно в государственные ценные бумаги. Средства данных фондов зачастую становятся объектом злоупотреблений со стороны профсоюзной верхушки США, которая распоряжается громадными суммами.

Смотрите также: