В. КУЗНЕЦОВ, кандидат философских наук
В последние годы стало чуть ли не модой среди немарксистских идеологов заявлять о своих симпатиях к марксизму. Вместе с тем они утверждают, что развитие социалистических стран идет не по тому пути, который был начертан К. Марксом и Ф. Энгельсом, а заодно подвергают сомнению и истинность основных революционных выводов марксизма. В чем несостоятельность "критиков" реального социализма?
И. Ухин, г. Чебоксары
ФАКТАМ ВОПРЕКИ
ВО-ПЕРВЫХ, сторонники таких взглядов игнорируют тот важный факт, что основоположники марксизма-ленинизма никогда не ставили перед собой задачу построить законченный образ будущего общества, в соответствии с которым должно будет идти общественное развитие. Их заслуга состоит в том, что они открыли фундаментальные законы общественного развития и показали основные его тенденции, сводящиеся к неизбежной замене капитализма социализмом.
Во-вторых, в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса будущее общество рассматривается как динамичный социальный организм, имеющий отдельные фазы и ступени своего развития. Эти фазы и ступени различаются между собой по степени вызревания существенных черт и принципов коммунистического общественного устройства. Поскольку основной задачей К. Маркса и Ф. Энгельса было показать принципиальное отличие коммунистического общества от капиталистического, постольку они чаще всего говорили о коммунизме в его наиболее развитой форме, когда наглядно проявляются все его главные черты. "Критики" же реального социализма противопоставляют эти высказывания практике социалистических стран, современный этап развития которых представляет собой лишь ступень на длительном и сложном пути к построению полного коммунизма. Тем самым нарушается основополагающий принцип конкретно- исторического подхода, без соблюдения которого невозможна правильная оценка социальных явлений.
Основные черты социалистического общества соответствуют главным положениям марксистского учения. Это соответствие проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества - экономической, социальной, политической и духовной.
Как предвидели К. Маркс и Ф. Энгельс, пришедшая на смену частной собственности общественная собственность на средства производства стала определяющим фактором существования социализма, его опорой и источником его прогресса. На основе общественной собственности социалистическим странам удалось достичь быстрых темпов развития народного хозяйства.
Следуя гуманистическим принципам марксизма, страны реального социализма немалого добились в создании условий для наиболее полной реализации всех сил и способностей людей, а не только в росте их материального благосостояния. Одно из главных таких условий - ликвидация эксплуатации человека человеком, экономического, политического и национального гнета и дискриминации - постоянных спутников эксплуататорского общества.
РАЗВИВАЯ АКТИВНОСТЬ МАСС
Среди вопросов, по которым наиболее резко расходятся сторонники и противники реального социализма, особое место занимает вопрос о соответствии обоснованного К. Марксом и Ф. Энгельсом принципа коммунистического самоуправления и современного облика социалистической государственности и демократии.
Анализируя закономерности общественного развития, К. Маркс и Ф. Энгельс "пришли к выводу, что конечным итогом коммунистических преобразований явится создание условий, при которых станет возможным "управление народа посредством самого народа" (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 350). Они указывали, что в коммунистическом обществе не будет необходимости в существовании какого-либо самостоятельного органа наподобие государства, управляющего социально-политической жизнью. Но в то же время они не считали, что это произойдет сразу после социалистической революции. Наоборот, К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно отмечали, что путь к коммунистическому самоуправлению сложен и долог. Он потребует огромной работы как по преобразованию общественных отношений, так и по воспитанию членов нового общества, обладающих навыками подлинно демократической жизни, народовластия. Большая роль в этой работе отводится социалистическому государству, которое превращается из органа, стоящего над обществом, как при капитализме, в орган, всецело подчиненный обществу.
Принципиальным марксистским подходом к соотношению государственности и демократии руководствуются социалистические страны. Например, в Советском Союзе одна из главных целей деятельности государства - всемерное расширение участия народных масс в управлении общественными делами как на регионально-местном, так и на общенациональном уровнях. Главный канал привлечения трудящихся к управлению - деятельность таких органов власти, как Советы народных депутатов, соединяющие законодательную, исполнительную и контрольную функции.
Идея классиков марксизма-ленинизма о самоуправлении воплощается и во все более широком участии в управлении страной массовых общественных организаций трудящихся. Роль общественных организаций, составляющих неотъемлемую часть советской политической системы и охватывающих почти все взрослое население страны, постоянно растет. Коммунистическая партия делает многое для того, чтобы и дальше повышать их активность в коммунистическом строительстве. Большую школу самоуправления трудящиеся нашей страны проходят в профсоюзах, комсомоле, в колхозах и организациях потребительской кооперации, в различных творческих союзах, военно-патриотических, научных, культурных, спортивных и других обществах. В СССР сейчас насчитывается почти 100 всесоюзных, более 200 республиканских и около 800 местных добровольных обществ, объединяющих многие миллионы людей.
Важным каналом участия граждан в делах государства и общества является деятельность трудовых коллективов по управлению производством и по решению различных социальных вопросов. Принятый недавно Верховным Советом СССР Закон о трудовых коллективах значительно расширяет их функции. Отныне они не только вырабатывают рекомендации по решению вопросов экономической и социальной жизни предприятий и организаций, но по многим из них могут принимать самостоятельные решения, обязательные для выполнения администрацией.
Разумеется, и в экономической, и в социально-политической, и в духовной областях жизни современного социалистического общества можно при желании найти несоответствие с предсказанным К. Марксом и Ф. Энгельсом будущим коммунистическим обществом. Однако это несоответствие объясняется не тем, что между марксистским учением и реальным социализмом существуют принципиальные различия, а тем, что социализм еще не достиг высших ступеней своего развития, когда в наиболее полной мере проявятся все его существенные черты.
Смотрите также:
- ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Стимул поступательного развития →
- НА БЛАГО НАРОДА. Демократия и дисциплина →
- Динамизм нашей демократии →