В печати и по радио неоднократно поднимался вопрос о дефиците запасных частей к тракторам, автомобилям, сельхозмашинам. Какие меры принимаются, чтобы ликвидировать его или хотя бы резко уменьшить?
М. Бабаев, Волгоградская обл.
ЭТОЙ ВАЖНОЙ проблеме, от решения которой зависит в конечном счете снабжение населения продуктами питания, уделяется в нашей стране повышенное внимание. Скажем, в апреле нынешнего года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему повышению технического уровня и качества машин и оборудования для сельского хозяйства, улучшению использования, увеличению производства и поставок их в 1983 - 1990 годах".
В частности, предусмотрено неуклонное увеличение производства и поставок селу запасных частей. Так, за девять месяцев нынешнего года их изготовлено к тракторам, автомобилям, комбайнам, животноводческому оборудованию, другим машинам почти на 180 млн. руб. больше, чем за тот же период прошлого года. Предусмотрен их рост и в будущем году. Заметим, что промышленность ежегодно направляет на изготовление запчастей почти одну треть металлопроката от общего количества, идущего на изготовление новых тракторов, комбайнов, автомобилей, сельхозмашин.
Крупным источником пополнения ресурсов запасных частей является восстановление изношенных деталей. Повторное использование отработавших свой ресурс деталей на один миллион рублей экономит в народном хозяйстве почти две тысячи тонн металлопроката.
В текущем году предприятия Госкомсельхозтехники СССР восстановят запасных частей почти на полмиллиарда рублей, что соответствует поставкам новых запасных частей примерно на 800 миллионов. В перспективе эти объемы будут значительно увеличиваться.
Известно, что большая распыленность запчастей по многочисленным складам, хозяйствам, базам не способствует созданию надежной эффективной системы снабжения. В связи с этим очень важной мерой по улучшению обеспечения запасными частями (а их номенклатура приближается к 200 тысячам наименований) является совершенствование управления материальными ресурсами.
Эта задача включает правильное определение потребностей в запасных частях, концентрацию их на областных и республиканских базах снабжения, создание зональных баз, расширение номенклатуры узлов и агрегатов на технических обменных пунктах, вовлечение в оборот деталей, имеющихся в хозяйствах, поставку им запасных частей в комплекте для ремонта техники по ведомостям дефектовки, широкое использование деталей с остаточным ресурсом со списанных машин. И это еще не полный перечень крупных организационно-технических решений, направленных на эффективное использование имеющихся ресурсов.
Рациональному использованию запасных частей способствует применение автоматизированной, системы управления материальными запасами. Технической основой функционирования "АСУ - запчасть" в Госкомсельхозтехнике СССР служит более 100 действующих информационно - вычислительных центров, оснащенных около 200 ЭВМ.
С их помощью решаются задачи по расчету потребностей в запчастях, составлению заявок, распределению выделенных фондов, контролю за их реализацией, соблюдению железной дорогой сроков доставки грузов, учету наличия и движения узлов и деталей в товаропроводящей сети и другие.
Информационно-поисковая система управления снабжения запасными частями уже внедрена в 35 областных производственных объединениях и семи госкомсельхозтехниках союзных республик.
Один из крупных резервов сокращения дефицита - правильная эксплуатация машинно- тракторного парка.
Перечисленные меры позволят уменьшить дефицит запчастей и агрегатов, будут способствовать тому, чтобы обеспечивалась своевременная готовность техники к полевым работам.
***
Ярким проявлением социалистической демократии в нашей стране, как известно, является народный контроль. Интересно знать, распространяется ли он на Вооруженные Силы. Ведь там существует принцип единоначалия. Но, с другой стороны, армия - часть нашего общества.
И. Медведев, г. Печора
НАРОД - полноправный хозяин страны. И вполне закономерно, что ему принадлежит право контроля и проверки во всех областях нашей жизни. В соответствии с Конституцией СССР у нас осуществляются важные меры, направленные на совершенствование деятельности всех контрольных органов. Благодаря вниманию партии они превратились в общую государственную и общественную силу в деле укрепления дисциплины и законности, стали важным звеном советской политической системы.
Составной частью единой системы народного контроля страны являются армейские и флотские комитеты, группы и посты народного контроля. Они работают под руководством военных советов, соответствующих командиров (начальников и политорганов). Их деятельности также присущ принцип демократического централизма, который, в частности, предполагает выборность самого массового звена органов народного контроля - групп и постов.
Комитеты образуются в военных округах, группах войск, на флотах, в армиях, на флотилиях и в равных им организациях решением соответствующих военных советов (политорганов) сроком на 2 - 3 года из военнослужащих, рабочих и служащих, представителей общественных организаций, военной печати, нижестоящих органов народного контроля.
Группы народного контроля соединений, частей, кораблей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций избираются на тот же срок открытым голосованием на общих собраниях этих коллективов. В батальонах, входящих в состав воинских частей и военно-учебных заведений, и ротах (батареях), а также в цехах, на участках, в бригадах предприятий и организаций избираются посты народного контроля.
Органы народного контроля ведут решительную борьбу против любых нарушений воинской и трудовой дисциплины, настойчиво борются с бесхозяйственностью и расточительством, очковтирательством, приписками, которые порой встречаются в армейских подразделениях.
Они осуществляют контроль за порядком хранения вооружения и военной техники, организацией их эксплуатации и ремонта. За состоянием материального, финансового, торгово-бытового, медицинского и других видов обеспечения личного состава, его культурного обслуживания и т. д.
Комитеты, группы и посты народного контроля под руководством военных советов, командиров и политорганов и партийных организаций докладывают о результатах проверок, своих выводах и предложениях, ставят перед ними вопросы об устранении недостатков и привлечении виновных к ответственности.
Если меры по устранению выявленных недостатков не приняты, комитеты, группы и посты информируют об этом вышестоящее командование и политорганы, а при необходимости докладывают Министру обороны, Главному политическому управлению Советской Армии и Военно-Морского Флота и Комитету народного контроля СССР.
***
Правомерно ли говорить о сохранении и продолжении политики разрядки международной напряженности в условиях, когда США провоцируют возникновение все новых очагов военной опасности?
В. Попов, Саратов, С. Андриасов, Керчь
НА ВОПРОС, заданный читателями Поповым, Андриасовым и многими другими, нельзя дать однозначный ответ.
Ведь понятие "разрядка" как историческая категория - объемное, оно включает в себя множество политических, экономических, социально-культурных и, наконец, военных факторов.
Конечно, все эти факторы надо рассматривать с исторических, классовых позиций. В разное время каждый из них воздействовал на отношения между государствами Востока и Запада по-разному.
Было время (это самый конец 60-х и середина 70-х годов), когда казалось, что все эти факторы действовали в благоприятном направлении. Так, например, участились политические контакты, намного улучшились экономические отношения между странами с разными социальными системами, начал развиваться широкий культурный обмен. Одновременно, чтобы ослабить военный фактор, стороны вели переговоры по разоружению в различных областях.
Разрядка принесла в международные отношения много положительного. Но милитаристский зуд не дает покоя империализму.
Теряя на международной арене одну позицию за другой, не в состоянии справиться со своими внутренними проблемами, империалистические круги увидели в разрядке препятствие и решили с ней покончить.
Результатом стало нынешнее небывалое обострение международной обстановки. На первый план выдвинулся военный фактор. С помощью силы США и НАТО стремятся ныне нарушить военно-стратегическое равновесие. Началось размещение новых американских ядерных ракет в Европе.
Чтобы ослабить положительное воздействие на разрядку других факторов - политических, экономических, идеологических, культурных, - Рейган принялся за "работу" и здесь. Им фактически была объявлена экономическая и психологическая война Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Резко ослаблены политические контакты (например, прекращены регулярно проводившиеся встречи в верхах между СССР и США) и культурные связи (только во второй половине этого года Рейган, объявив ряд запретов, фактически свел на нет обмен культурными ценностями, прервал контакты между деятелями науки и культуры, туризм и т. д.).
Так что же? Разрядка потерпела полный провал? Нет, так категорически сказать нельзя.
Хотя Вашингтон добился своего и "Першинги" и крылатые ракеты размещаются в Западной Европе, а переговоры в Женеве по этому вопросу прекратились, другие, невоенные факторы остались в силе.
1. В политическом плане Вашингтону не удалось сорвать успешное завершение Мадридской встречи. Был подписан важный итоговый документ. Среди решений, принятых в Мадриде, безусловно, одно из главных мест занимает договоренность о созыве в январе 1984 г. в Стокгольме конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе.
2. Рейгану не удалось прервать и экономические отношения Восток - Запад. Наоборот, сейчас отмечается их расширение. Товарооборот с западными странами увеличился на 19,3% по сравнению с 1980 г. Рейгану не удалось сорвать соглашение по газу (Сибирь - Западная Европа).
3. Не дают окончательно похоронить разрядку и рядовые люди и многие политические деятели Запада. Примеров этому сейчас более чем достаточно.
Ведь буквально в последние месяцы осени этого года антивоенное движение достигло небывалых масштабов. Демонстрации, в которых принимают участие по 200 - 300 тыс., а то и 1 млн. человек, стали не редкостью. По предварительным данным, в них только в Западной Европе приняло участие свыше 4 млн. человек, а в мире - 40 миллионов!
И то, что натовцы пошли наперекор требованиям людей, не ослабило, а наоборот, усилило антивоенное движение, консолидировало его.
Не хотят порывать с разрядкой и многие здравомыслящие политические деятели Запада. Часть из них (например, в Испании и Греции) находится у власти, часть - хотя и в оппозиции, но оказывает существенное влияние на общественное мнение (например СДПГ в ФРГ, лейбористы и социал-демократы в Англии и др.).
4. Важнейшей силой, стоящей на стороне разрядки в эти весьма напряженные с точки зрения международной обстановки дни, является Советский Союз, мировая система социализма.
Мы - за разрядку. У нас нет ни причин, ни желания стремиться к ухудшению международной обстановки, у нас нет ни территориальных, ни других претензий ни к какой стране мира.
И мы достаточно сильны, чтобы с нами считались, чтобы боялись затеять новую мировую войну.
Оборонный, экономический, духовный потенциал нашей Родины и ее друзей - важнейшая опора разрядки, ее один из самых действенных факторов.
Сейчас, когда подходит к концу 1983 год и мы подводим его итоги, как-то по-особому ясно ощущаешь, что ведь экономическое, а значит, и оборонное могущество страны выковывается не только на военных заводах. Оно выковывается на каждом рабочем месте каждого советского человека.
Как отмечалось на торжественном заседании в Москве, посвященном 66-й годовщине Великого Октября, "международная обстановка сейчас накалена, и накалена основательно. В этих условиях двигаться по пути разрядки, мирного существования, разоружения, конечно, нелегко. Но Советский Союз не намерен отступать от своей политики мира. Он будет еще последовательнее бороться против военной опасности, добиваться радикального поворота в развитии мировых событий".
Сейчас мир находится в периоде борьбы за возврат разрядки. Это и есть тот основной вывод, который можно сделать при анализе нынешней международной ситуации.
***
Нередко в таких журналах, как "Америка", "Англия", подробно рассказывается о заповедниках и национальных парках в своих странах. В этой связи хотелось бы получить данные о численности наших заповедных хозяйств, какую площадь они занимают?
Ю. Стрельцов, пропагандист. Саранск
В НАШЕЙ СТРАНЕ в больших масштабах осуществляются работы по созданию заповедных территорий, проводятся мероприятия по сохранению флоры и фауны.
ЗАПОВЕДНИКИ. ЗАПОВЕДНО-ОХОТНИЧЬИ ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДНЫЕ (НАЦИОНАЛЬНЫЕ) ПАРКИ
Ответы подготовили: А. Листопад, В. Воронецкий, В. Андреев, П. Арсюшин.
Смотрите также:
- МИР СОЦИАЛИЗМА. Новый шаг в укреплении взаимодействия стран СЭВ →
- ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕЛИ, ИНТЕРЕСЫ, МЕХАНИЗМ →
- [Есть ответы] Ваши вопросы от 24.09.1984 →