ТРИБУНА МИНИСТРА. Горизонты нефтехимии

   
   

В. ФЕДОРОВ, министр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР.

* Каучук и резина - материалы широчайшего применения.

* СССР занимает ведущее место в мире по выпуску синтетического каучука и резины.

* Новое в шинной промышленности.

НЕТ СЕГОДНЯ, пожалуй, ни одной отрасли промышленности, где не применялись бы каучук и резина. И роль их с каждым годом возрастает. Для сравнения приведу такой пример: в автомобиле 20-х годов было всего 15 изделий из резины, В современных "Жигулях" их более 200, а в самолете или корабле - несколько тысяч. Из каучука и резины изготовляют шины для КамАЗов и миниатюрные наделил медицинского назначения: контактные линзы, искусственные клапаны сердца и т. д.

На особые свойства каучука, добываемого из млечного сока (латекса) гевеи, обратили внимание давно. Но прошло много лет, прежде чем из него научились делать изделия, обладающие превосходными качествами - упругостью и эластичностью, устойчивостью к высоким и низким температурам.

До сих пор капиталистические монополии продолжают сражение за приоритет в этой области. Каучук и поныне остается предметом эксплуатации и наживы, товаром, из-за которого возникал не один международный конфликт.

В нашей стране история резиновой промышленности складывалась особо. Так как каучуконосные растения произрастают в странах с жарким тропическим климатом, нам приходилось закупать каучук за рубежом. Но иностранные монополии, хозяйничающие в Южной Америке, на Ближнем Востоке, то есть там, где добывали это важнейшее сырье, под всевозможными предлогами отказывались, продавать его молодой Советской Республике. А развивающейся промышленности он был крайне необходим.

Ученые разных стран долгое время решали сложнейшую задачу создания синтетического каучука, не уступающего по своим свойствам натуральному. В 1928 г. наши ученые под руководством академика С. В. Лебедева впервые в мире нашли способ выработки эластичного синтетического полимера, который мог быть переработан в резину, а в 1931 г. освоили его выпуск на промышленной основе. Таким образом, в трудные для молодого Советского государства годы было доказано, что в новой социальной системе заложены также и условия для решения самых сложных технических проблем.

Сегодня наша страна занимает ведущее место в мире по выпуску синтетического каучука и резины. Следует подчеркнуть, что 90% каучука, производимого в стране, составляет синтетический, в то время как за рубежом на его долю приходится лишь 10%.

Промышленность синтетического каучука, резиновая и шинная, занимает исключительно важное место в народном хозяйстве и определяет темпы научно-технического прогресса во многих областях производства. Поэтому развитие науки об эластомерах как особом классе высокомолекулярных соединений, обладающих высокоэластичными свойствами, имеет для этих отраслей промышленности особое значение.

ВКЛАД УЧЕНЫХ

За последние годы еще более расширились области применения каучука и резины в промышленности, строительстве, транспорте, медицине и т. д. Производство синтетического каучука в нашей стране превратилось в одну из крупнейших отраслей нефтехимии и практически полностью обеспечивает потребность в ней СССР.

В решение этой важнейшей народнохозяйственной задачи вносят большой вклад ученые научно-исследовательских институтов отрасли, Академии наук СССР и высшей школы.

Как известно, в Советском Союзе, других странах-членах СЭВ эластомеры производятся в основном на углеводородном, нефтехимическом сырье. У нас, например, на нем готовят почти все виды синтетического каучука и латекса, известные в мировой практике.

Советские ученые нашли пути синтеза синтетического полиизопрена (каучука), превосходящего по своим свойствам натуральный. Выпуск его - задача недалекого будущего.

Ученые и конструкторы успешно решают задачу автоматизации производственного цикла получения изопрена на крупнотоннажных системах. У нас уже действует первый завод с полностью автоматизированным управлением технологическим процессом.

Совместными творческими усилиями институтов нашей отрасли и Академии наук СССР созданы и уже освоены промышленностью специальные каучуки, позволяющие выпускать изделия, которые могут работать в интервале температур от минус 110 до плюс 300 градусов, выдерживающие давление до 900 атмосфер и стойкие в самых различных агрессивных средах.

Интенсивно развивается производство каучуков медицинского назначения.

Новые виды синтетических каучуков нашли эффективное применение в пищевой промышленности, позволяя увеличить сроки сохранности овощей и фруктов в 1,5 - 3 раза.

Быстрое развитие атомной энергетики потребовало и нового оборудования атомных электростанций в странах СЭВ. Для них были необходимы радиационностойкие, высокопрочные материалы, сохраняющие работоспособность в условиях длительного воздействия мощных потоков ионизирующих излучений. И эту задачу наши ученые решили успешно, создав необходимые материалы на основе эластомеров.

"ОБУВЬ" ДЛЯ МАШИН

Особое значение синтетический каучук имеет в шинной промышленности. С каждым годом в нашей стране растет выпуск автомобилей, тракторов, комбайнов, других машин. Не секрет, что в шинной промышленности у нас пока не все гладко, мы не всегда успеваем за быстроразвивающейся отраслью - автомобилестроением. Над увеличением выпуска шин в тесном сотрудничестве трудятся как ученые, так и работники шинной промышленности. И успехи здесь очевидны.

Впервые в мировой практике промышленный выпуск грузовых шин новых конструкций на основе синтетического каучука был начат в СССР в 1953 г. благодаря разработкам НИИ шинной промышленности. Сегодня ученые предлагают новые варианты.

В Советском Союзе разработаны способы синтеза, создана технология и освоен выпуск жидких каучуков, которые открыли возможность перейти в производстве шин и многих резиновых технических изделий к более прогрессивной литьевой технологии.

Следует подчеркнуть, что в советской шинной промышленности применяются резины полностью на основе синтетического каучука.

Вторая отличительная черта этой отрасли - высокий уровень концентрации и специализации. Внедрение на шинных заводах поточных автоматизированных линий сборки покрышек позволило сократить число индивидуальных сборочных станков, снизить капитальные затраты в 3 - 3,5 раза, повысить производительность труда в 1,5 раза и обеспечить стабильность качества продукции.

На шинных предприятиях в Белоруссии, Татарии, Казахстане введены в эксплуатацию уникальные цехи по производству резиновых смесей, действуют автоматизированные системы подготовки, транспортировки, дозирования сырья, поточно- автоматизированные линии сборки и вулканизации шин, оснащенные элементами робототехники.

Надо сказать, что в этом году отечественная промышленность начнет серийное производство сверхкрупногабаритных шин для самосвалов грузоподъемностью 75 - 110 т. Уже организовано серийное производство радиальных шин для легковых автомобилей ВАЗ.

В ТЕСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

В соответствии с соглашением о специализации и кооперации в страны СЭВ осуществляются поставки синтетических каучуков, технического углерода, резинотехнических изделий и шин. В свою очередь СССР получает из стран СЭВ продукцию резинотехнической и шинной промышленности.

Наша страна плодотворно сотрудничает с передовыми в техническом отношении фирмами Италии, ФРГ, США, Финляндии и других стран в различных областях производства и переработки эластомеров.

Ежегодно, начиная с 1961 г., проходят международные конференции по каучуку и резине. Очередная такая конференция недавно закончилась в Москве. Она вызвала большой интерес советских и зарубежных ученых и специалистов, представителей крупных зарубежных фирм. В ней приняли участие около 1 тыс. советских ученых и специалистов, а также свыше 400 иностранных ученых и представителей различных фирм из 30 стран мира. Научная программа конференции, деловые встречи, непосредственные контакты ученых и специалистов из разных стран, несомненно, будут способствовать дальнейшему развитию науки о каучуке и резине и совершенствованию производства изделий из них.

* * *

3 млн. автопокрышек выпускалось в СССР в 1940 г.

62 млн. - в 1983 г.

* * *

   
   

До 92 - 94 тыс. км пробега для грузовых автомобилей и автобусов, до 408,3 тыс. км пробега легковых автомобилей намечено повысить "срок жизни" шин.

Смотрите также: