КАПИТАЛИЗМ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА. Будни семьи английского безработного

   
   

Дневник миссис Коулман опубликовала манчестерская газета "Гардиан". Публикация, надо сказать, очень необычная для буржуазной печати. Хроника небольшого отрезка из жизни одной из британских семей показывает, что несет "общество равных возможностей" десяткам миллионов обездоленных.

МАЛЫШ ПЛАЧЕТ! Холодина, но надо заставить себя подняться. Ну, ну, Патрик! Какой же ты мокрый и голодный! Что включить, чтобы погреться? Выбирать приходится между центральным отоплением и газовой плитой. Центральное отопление стрит 50 пенсов за три часа. Они хорошо умеют давать советы, эти люди из газового управления. Можно замерзнуть или помереть с голоду, а они говорят: "Зажгите духовку и сидите около нее, это дешевле". Интересно, политиканы или члены королевской семьи сидят когда-нибудь у газовых плит? Я раньше думала, что духовки предназначены для выпечек, а не для того, чтобы греть в них ноги. Теперь надо одеться. Напяливаю ту же одежду, что носила последние два года, даже во время беременности. Неудивительно, что люди на улице странно смотрят на меня, но никогда ни о чем не спрашивают, да им это и не нужно. Я для них ничто, раз плохо одета.

Заскулила Кристина, еще один голодный животик, мокрая попка. Включаю радио, звук от него смешивается с общим шумом. Передают прогноз поводы: "Сыро и ветрено". "Что верно, то верно", - отвечаю я, снимая пеленку мокрую, хоть отжимай. Голодный муж встает посреди всего этого гама, мокрых пеленок и тонких поющих на все лады голосов. На, возьми ребенка, пока я приготовлю чай!

...Мы получаем по вторникам продуктовое пособие в благотворительном магазине в Уигане. В этот момент чувствуешь себя по-настоящему зажиточной: целый пакет еды от "Маркс энд Спенсер" (торговая фирма, владеющая сетью магазинов по всей Англии. -Ред.). Даже самая пустяковина для нас - все равно что миллион фунтов, хоть как-то облегчает наше бремя. Я молю бога, чтобы однажды мы смогли посмеяться над всем этим...

"МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ: БУМАЖНЫЕ ПЕЛЕНКИ, СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК, СЫР..."

Сегодня вторник, но никакого пакета с едой. Босс из "Маркс энд Спенсер" ничего не выделил даже после того, как я написала ему благодарственное письмо со всякими восхвалениями, наглый хам. Посмотрим, что у нас в запасе: семь банок соевых бобов, два кочана капусты, две морковки, одна свекла, талон на молоко. Пэт опять отправился на собрание в "Рок-плейс" за углом. Это такая замызганная дыра, вытертые ковры, продавленные стулья и тысячи пепельниц, потому что там все дымят, как паровозы, да и сами похожи на трубочистов. Денег-то у них нет даже на пиво. И все же пусть болтают, так им легче. Завтра пособие, надо подумать, кому мы должны: маме - фунт, Сильвии - полтора. Верну, а потом все равно придется занимать.

Приятно вставать с постели зная, что вот-вот придет почтальон с пособием. Как только он уходит, умываю и одеваю детей. Первым делом - в магазин. Хватаю деньги и бегу на улицу. Смотри-ка у меня в руке бумажка в 20 фунтов, я же богачка. Такого чувства не будет уже через четыре дня когда деньги улетучатся. В банке меняю 10 фунтов на монеты по 50 пенсов для "однорукого бандита" (газового счетчика)...

(О том на что хватает пособия по безработице, мы рассказывали в "АиФ", 1984. N 25. -Ред.).

Всего два дня прошло, а половины пособия как не бывало. Все ушло на такие маленькие радости, как бумажные пеленки, стиральный порошок, сыр, один раз мы даже ели бифштекс. Для нас это роскошь. Терпеть не могу нуждаться, но приходится привыкать. Я рада одному: при нас наше здоровье, а это важнее всего.

Мы с мужем крепко верим, что с божьей помощью сумеем преодолеть все эти неприятности, которые делают нас несчастными. Мы смотрим на вещи оптимистически, ведь если все время плакаться, дети тоже захандрят и вырастут озлобленными на весь мир. Я не хочу, чтобы это случилось с моими детьми, и соберу всю свою волю, все силы, чтобы помочь им расти в атмосфере любви и бодрости.

Вчера к нам приходила работница социальной службы, очень милая женщина. Она обещала помочь нам уехать из этого ужасного места, где мы живем. Приятно знать, что все же есть такие люди, а иначе можно спятить. Мэри, наша патронажная сестра, принесла детям еще немного одежды. Она для нас настоящий ангел-хранитель. С самого рождения малыши одеты благодаря ей, да и с ней можно по душам поговорить обо всем.

"НЕ ГОЛОДАТЬ - ВОТ ВСЕ, ЧТО НАМ НАДО ОТ ЖИЗНИ"

Утром в понедельник я чувствовала себя настолько больной, что пришлось послать за врачом. Он дал мне справку для муниципалитета. Хитрец только в конце сказал, что она стоит два с половиной фунта. Но мне было все равно, я заплатила. В муниципалитете целый день я только и делала, что кричала, прося о помощи, но никто не слушает, они все прячутся.

Наконец нас переселили. Угадайте, куда? За 50 метров дальше по улице. Дом для престарелых прямо перед нами, и пустырь позади. Здесь, правда, намного тише.

В нынешние времена предубеждение проникло даже в церковь. Если ты не одет по последней моде, никто и смотреть на тебя не захочет. Я хожу туда каждое воскресенье вот уже два с полови" ной года, но никто еще ни разу со мной не заговорил. Они не думают, что, когда люди в церкви и находятся так близко к богу, все равны в его глазах.

Сегодня у меня кончилось детское питание, пришлось пойти в поликлинику, чтобы выклянчить еще. Я пишу "выклянчить", потому что слишком многие обращаются со мной, как с нищенкой.

Хорошее что есть у меня в данный момент, - это мой сын Брендан, который родился в пасхальное воскресенье. Очень умный и подвижный ребенок. И он красивый.

Я все время мечтаю пожить в уютном домике где-нибудь у моря, чтобы дети были счастливыми и здоровыми и чтобы было тихо и мирно. Сомневаюсь, что для нас существует такое место. Не голодать целыми днями, ощущать свою принадлежность к обществу - вот все, что нам надо от жизни...

* * *

ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

* Безработица не только сказывается на жизненном уровне трудящихся, но и травмирует их психику. Об этом свидетельствуют данные опросов, проведенных в США.

* В ответ на вопрос, каковы наиболее тяжелые последствия безработицы, 40% опрошенных назвали финансовые, 48% - психологические и социальные.

* Глубину личной трагедии людей, лишенных работы, отражает и тот факт, что треть безработных считают себя "людьми, утратившими ценность для общества", 56% думают, что они "лишние", 46% говорят, что общество не считает "полноценными тех, кто потерял работу".

* Рост безработицы на 1% повышает смертность среди население почти на 2%, приводит к росту психических заболеваний на 34%, на 5,7% увеличивает число убийств, на 4% - число попадающих в тюрьмы за уголовные преступления.

По материалам зарубежной печати

Смотрите также: